О Братстве Святителя и Чудотворца Николая, что при церкви села Озерское

Пастыри конца XIX века свидетельствовали о том, что пустели храмы, многие прихожане не причащались годами, не знали вообще никаких молитв. Страшным бичом калужских деревень становилось пьянство. Отмечалось, что те крестьяне, которые занимались отхожим промыслом, заметно охладевали к церкви. А если учесть, что основная масса крестьян Калужской губернии из-за малоплодородия почв занималась отходничеством, то можно сделать вывод: большинство православного населения относилось к церкви достаточно прохладно. Этому способствовал и низкий образовательный уровень духовенства. Все это создавало благодатную почву для возникновения раскола. Недаром Калужская область приобрела в то время славу одной из самых раскольничьих в России.

Мысль об открытии в Калужской епархии духовного братства, которое соединило бы разрозненные силы миссионеров для борьбы с расколом, принадлежит бывшему ректору Калужской духовной семинарии архимандриту Мисаилу. Первое Калужское братство Святого апостола Иоанна Богослова было открыто 25 февраля 1879 года, Боровское - в 1881 году.

храм Чудотворца Николая села Озерское

Свято-Никольское Братство при церкви села Озерское Перемышльского уезда было организовано в 1893 году, а в 1896 году в Калужской губернии насчитывалось уже до 15 церковно-приходских братств.
О прошлом своего края мы знаем до обидного мало. И при избытке документированного материала история неохотно раскрывает свои секреты, а при острой документальной недостаточности любая тема превращается в головоломку. Попробуем на основании отчета Николаевского Озерского Братства за 1905 год выяснить, чем же оно занималось.
В том году Братство Святителя и Чудотворца Николая состояло из 64 членов.
Почетными пожизненными членами обычно являлись знатные столичные жители, вносившие ежегодно большие суммы, например, 100 рублей, на братскую деятельность.
В 1897 году в Свято-Никольском Братстве упоминаются пять почетных пожизненных членов, а в 1905 году их уже семь. Причем все - выдающиеся люди того времени в масштабах России. Какие ниточки соединили их с небольшой церквушкой, затерянной в калужской глуши? Все они не были уроженцами этих мест, и неизвестно, были ли когда-нибудь в Озерском? Кроме Сергея Васильевича Перлова, которого мы, конечно, считаем своим, нашенским.
1. Константин Петрович Победоносцев. Русский государственный деятель, ученый-правовед (1827-1907). Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). 25 лет (1880-1905) занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Играл значительную роль в определении правительственной политики в области просвещения, в национальном вопросе и др. Один из инициаторов политики контрреформ. Написал и издал большое количество работ в области права, богословия, истории и воспитания. Если перечислять заслуги К.П. Победоносцева, то в первую очередь стоит назвать основание церковно-приходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной литературы для народа, усиление церковной благотворительности. За научные труды и общественную деятельность К.П. Победоносцев был избран в почетные члены Российской академии наук, Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского университетов и университета св. Владимира в Киеве, Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий и других многочисленных организаций, в том числе и зарубежных.
2. Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837-1916). Русский государственный деятель, генерал от кавалерии (1890), генерал-адъютант (1875). В 1881-97 гг. был министром императорского двора и уделов, один из организаторов «Священной дружины». В 1905-1915 гг. наместник на Кавказе. В 1914-1915 гг. главнокомандующий Кавказским фронтом.
3. Графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, статс-дама высочайшего двора. Жена Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова.
4. Владимир Карлович Саблер (1847-1929). Службу в синоде он начал в 1881 году, занимал должность юрисконсульта, потом был управляющим канцелярией. С 1892 по 1905 годы - товарищ обер-прокурора. В 1911-1915 годах обер-прокурор Синода. Антоний Храповицкий, епископ Волынский, писал ему: «То ... участие, с которым Вы ... вникали во всякое ходатайство крестьян по своим приходским делам; можно было подумать, что Вы сами прихожанин любого села далекого Заволжья или Сибири, откуда приходили малограмотные просьбы приходских уполномоченных». В ноябре 1915 года с соизволения императора сменил вместе со своими сыновьями фамилию Саблер на Десятовский (часть девичьей фамилии жены, урожденной Заблоцкой-Десятовской).
5. Протоиерей Иоанн Сергиев-Кронштадтский (1829-1908). Церковный проповедник, духовный писатель, настоятель Андреевского собора (Кронштадт). Имел при жизни славу всероссийского батюшки, народного святого. По желанию верующих отец Иоанн предпринимал пастырские поездки по многим городам России. Побывал он и в Калуге 14-15 мая 1895 года. На руках Иоанна Кронштадтского умер император Александр III. На Поместном соборе Русской православной церкви 7-8 июня 1990 года Праведный Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.
6. Сергей Васильевич Перлов. Чаеторговец, владелец фирмы «Сергей Васильевич Перлов и Ко». Перловы получили звание Поставщиков Двора с правом изображения государственного герба на этикетках и надписи «Придворный поставщик». Кроме Российского двора, Перловы удостоились почетного звания поставщика двора императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и великого герцога Нассауского. Сергей Васильевич занимал и общественные должности, вроде председателя Яузского попечительства о бедных и агента Московского комитета о просящих милостыню. На ниве церковной благотворительности он всю жизнь помогал Оптиной Пустыни и Шамординскому монастырю, в котором ему самому было суждено обрести последний приют в 1911 году.
7. Отец Иоанн Иоаннович Сперанский. Родился в 1864 году в селе Желовижи Калужской губернии. По окончании Калужской духовной семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Калужской епархии. В советское время проживал в Калуге. Осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР «тройкой» УНКВД СССР по Тульской области 19 ноября 1937 года к высшей мере наказания. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном архиерейском соборе Русской православной церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Пожизненные члены в 1905 году:
8. Дмитрий Иванович Цыплаков. Родился около 1844 года. Помещик села Озерское.
9. Николай Васильевич Писарев. (1848-1919). Дворянин, помещик. Имение в деревне Подборки Перемышльского уезда. В Подборках, будучи под негласным надзором полиции, жил в 1879 году. В 1880-1884 годах работал химиком на заводе в Ярославской губернии. С 1885 года и до смерти проживал в Калуге.
10. Евдокия Ивановна Кожевникова.
11. Дмитрий Дмитриевич Гончаров. Последний владелец фабрики в Полотняном Заводе. Установил на фабрике 8-часовой рабочий день, создал в поселке народный театр и первые в России детские сады.
12. Маргарита Александровна Костромина.
13. Вера Григорьевна Лихонина. В послужном списке Ферапонтова монастыря есть запись: дочь действительного статского советника Лихонина Вера Григорьевна, 54 лет, уроженка Петербурга, поступила в монастырь в 1917 году.
14. Иван Иванович Зайцевский.
15. Князь Сергей Дмитриевич Урусов. Известный русский политический деятель (1862-1937), занимавший последовательно посты тамбовского вице-губернатора, бессарабского и тверского губернатора, товарища министра внутренних дел, был депутатом 1-й Государственной Думы. Был последним владельцем усадьбы на калужской земле (Расва) до самой революции. В своих мемуарах князь подробно и увлекательно рассказал о своем жизненном пути, о принципах организации усадебного хозяйства в Расве, о быте Калужской Тихоновой пустыни.
Почетные члены: 6 человек и общество деревни Каменки. Действительные члены - 40 человек и общества деревень Васильевка и Шамордино. Согласно §22 Устава Братства имена членов, как живых, так и умерших, были внесены в братский помянник для поминовения в приходской церкви.
Текущими делами Братства заведовал совет, состоявший из 12 членов. Председатель совета - священник И.Н. Малиновский, казначей - Д.И. Цыплаков, делопроизводитель - дьякон П.А. Орлов.
В 1905 году средства Братства составились из членских взносов, субсидии от Перемышльского отделения епархиального училищного совета, помощи из комитета попечительства о народной трезвости, из денег, вынутых из братской кружки, дохода от продажи письменных принадлежностей, дохода от чайной, процентов по книжке сберегательной кассы, сбора по подписным листам и денег, полученных от продажи пчел и воска.
Братство, по своим задачам призванное удовлетворять местные приходские нужды, не могло не отозваться в 1905 году на военные действия с Японией. При Братстве было образовано отделение Комитета Красного Креста для сбора денежных и вещественных пожертвований на нужды действующей армии. Председательницей Комитета была Татьяна Цыплакова, жена Д.И. Цыплакова. Денежных пожертвований было собрано 191 рубль 79 копеек, вещей: 1295 аршин материи (холст, ситец, коленкор), 29 полотенец, 16 ситцевых платков, одна пара чулок, 1/2 фунта чаю, 1 фунт табаку, 1000 набитых папирос, 30 книг. В Перемышльский уездный комитет Красного Креста на лечение больных и раненых воинов было сдано 100 рублей, на усиление военного флота - 49 рублей. Для нижних чинов 211-го Евпаторийского полка было куплено 70 евангелий и 20 псалтырей.
Комитетом было куплено материала для 6 пар сапог на 19 рублей 70 копеек, полотна и ситца для белья раненым воинам на 53 рубля. Из сапожного товара шестью приходскими сапожниками заготовлено 6 пар сапог. Все белье, а также обувь, книги и другие вещи были представлены в Перемышльский комитет Красного Креста: часть - на его усмотрение, часть - для нижних чинов 211-го Евпаторийского полка.
Братство заботилось о благолепии богослужения в приходском храме. Так, на содержание хора было отпущено 110 рублей.
Благотворительная и просветительная деятельность Братства в 1905 году:
1. Содержался приют для престарелых, где насельники пользовались теплым, хорошо устроенным помещением, бельем, пищей и уходом. В том году в приюте содержалось 5 женщин преклонного возраста. Расходы Братства по богадельне: отопление, освещение и сторож - 64 рубля 64 копейки, содержание женщин - 71 рубль 29 копеек (сюда не вошли пожертвования продуктами), мойка полов и белья - 4 рубля 74 копейки. Всего 140 рублей 67 копеек.
2. К Пасхе и Рождеству Братство выдавало бедным муку и другие продукты. Денежных пособий было выдано нуждающимся 44 рубля 25 копеек.
3. Содержалась дешевая чайная. Она к тому же снабжалась газетами и журналами. Расходы Братства по чайной: отопление, освещение и сторож - 64 рубля 64 копейки, покупка чаю и сахару - 145 рублей 12 копеек, покупка и ремонт посуды - 19 рублей 40 копеек, мойка полов и белья - 4 рубля 75 копеек. Всего 233 рубля 91 копейка.
4. Васильевская школа бесплатно отапливалась.
5. Каменская школа пользовалась письменными принадлежностями и школьным инвентарем.
6. Из книги «Краткий очерк положения начального образования в Калужской губернии», 1896 год: «В Подборках Перемышльского уезда имеется народная библиотека-читальня, устроенная местным Озерским Братством Св. Николая.
Во второй год существования читальни число подписчиков, бравших книги на дом, достигло 253 чел. Из посетителей читальни наибольшее число падало на март (1532 чел.), наименьшее на апрель (66 чел.), ежедневно, когда в читальне набиралось единовременно более 10 человек, библиотекаршей велись чтения вслух. С сентября 1894 г. по сентябрь 1895 г. из книг выдано: духовно-нравственного отдела - 1152, исторического - 242, сельскохозяйственного - 98 и разного содержания 754. Число посетивших читальню за это время достигло 5693 чел. В первый год существования читальни женщины совсем не ходили слушать, во второй же год они постепенно привыкли к ней, стали интересоваться чтением и в течение великого поста местным священником были два раза устроены чтения (из них один раз с волшебным фонарем) специально для женщин».
И в 1905 году содержалась братская библиотека-читальня, в ней ежедневно производились причтом и библиотекаршей чтения религиозно-нравственного и просвещающего содержания, по праздникам чтения иллюстрировались световыми картинами (слайдами). По воскресным дням великого поста приглашался местный хор, который исполнял концертное церковное пение. Братская библиотека состояла из 2397 книг (688 религиозно-нравственных, 115 исторических, 157 географических, 55 естественно-исторических, 92 по гигиене, 250 по сельскому хозяйству, 37 юридических, 571 том художественной литературы, 432 учебника). Всех книг с 1 января 1905 года было взято на дом и прочитано: в январе - 153, в феврале - 140, в марте - 118, в октябре - 98, в ноябре - 134, в декабре - 122. Также в читальне были следующие наглядные пособия: глобус, теллурий (прибор, наглядно изображающий движение Земли вокруг Солнца), 30 хромолитографий (многокрасочных литографий) по истории Ветхого и Нового завета, картины двунадесятых праздников, 5 географических настенных карт, 2 карты Палестины и путешествия евреев в землю Ханаанскую, 12 картин по землеведению, 20 картин по зоологии, электрическая машинка, нескольких моделей, волшебный фонарь и к нему 342 картины на стекле (религиозного, исторического и географического содержания). Читальня выписывала газету «Свет» и журналы «Сельский вестник», «Церковный благовест», «Отдых христианина», «Трезвая жизнь». Бесплатно читальня пользовалась газетами «Русское слово» и «Русское чтение».
О вечерних чтениях. К примеру, в январе состоялось 14 духовно-нравственных чтений, 7 литературных (в том числе «Записки из мертвого дома» Достоевского), 6 исторических («Военный дневник» Немировича-Данченко), географическое чтение об Японии, 4 воскресных чтения («Священная история Нового Завета», «Полтава» Пушкина, «О Петре Великом», «Императрица Екатерина II»). Расходы Братства по читальне: отопление, освещение и сторож - 64 рубля 64 копейки, жалование библиотекарше - 290 рублей, выписка газет - 13 рублей 10 копеек, мойка полов - 4 рубля 75 копеек. Всего 372 рубля 49 копеек.
7. Женская школа при Братстве бесплатно пользовалась помещением, отоплением, освещением, прислугой, учебными пособиями и всем школьным инвентарем. Расходы Братства по школе: отопление, освещение и сторож - 64 рубля 64 копейки, рукоделие - 4 рубля 84 копейки, мойка полов - 4 рубля 75 копеек. Всего 74 рубля 23 копейки. В 1905 году Епархиальный училищный совет преобразовал женскую школу из школы грамоты в церковно-приходскую школу.
О школах надо поговорить дополнительно. В то время существовало 3 вида начальных школ: министерские (Министерства народного просвещения), земские и церковного ведомства (церковно-приходские с школами грамоты).
Школы грамоты - это были очень дешевые двухгодичные школы, учительствующие в них получали не более 7 рублей в месяц, меньше, чем сезонные землекопы. По замыслу учредителей, благодаря дешевизне такие двухлетки можно было открыть чуть ли не в каждой деревне, при любом заводике и таким образом в скоростном порядке научить неграмотную Россию расписываться, читать простые тексты, производить простейшие арифметические действия. Проект был принят. А лет через 15 выяснилось: навыки грамотности, полученные крестьянскими детьми в этих учебных заведениях, настолько непрочны, что уже через несколько месяцев после их окончания они все-все забывали, не умея написать даже собственные имя и фамилию. Хотя в школах грамоты преподавался Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление.
Церковно-приходские школы были с двухлетним или четырехлетним курсом. В приходских школах программа была шире, преподавалась начальная арифметика, а в 4-летних сведения из церковной и отечественной истории. В 1896 году только 19% девочек школьного возраста обучались грамоте в Козельском уезде, по всем возрастам (от 6 до 60 лет) в Козельском уезде было 32,4% грамотных мужчин и 1,3% женщин. В Перемышльском, будем считать, примерно столько же. Так что устройство церковно-приходской школы для девочек в Озерском в 1905 году можно считать огромным шагом вперед.
И не надо думать, что для мальчиков тогда школы не было. В «Памятной книжке Калужской губернии» на 1868 год упоминается в Перемышльском уезде в селе Озерском земская школа на 15 мальчиков.
1905 год - сложный для России. Забастовки рабочих, восстание на броненосце «Потемкин», народные волнения. 9 января 1905 года считается днем первой русской революции. Крестьяне внимательно наблюдали за ходом политических событий в стране. После «кровавого воскресения» количество крестьянских выступлений в России стало постепенно расти. В январе 1905 года их было только 17, в феврале - около 100, в мае - 300, а в июне - почти 500. Они рубили помещичьи леса, захватывали пашни, поджигали дворянские усадьбы, разоряли имущества помещиков.
Но благодаря просветительской деятельности Свято-Никольского Братства приходское население Успенской церкви в это тревожное время, когда в соседних губерниях и уездах и даже в некоторых близких селениях были волнения и беспорядки, оставалось сравнительно спокойным. Мало того, это население устроило в марте 1905 года по собственному почину всенародное моление о даровании победы русскому оружию.
«В обширной Твоей империи еще много верноподданных, готовых положить за Тебя душу: за Тебя день и ночь молится церковь православная. За тебя, наконец, Сам Господь. С такими поборниками Тебе не должны быть страшны ни внешние враги, ни внутренние смутьяны. Скажи только одно слово и мы все как один человек встанем и умрем за Тебя, наше Красное Солнышко».
Через десять лет, в 1915 году, во время войны в Калужской губернии было открыто несколько приходских госпиталей, при церкви села Озерское Перемышльского уезда - на 12 кроватей. В том же году Российское общество Красного Креста ходатайствовало перед калужским губернатором о награждении Татьяны Александровны Цыплаковой, принимающей деятельное участие в деле оказания помощи раненым и больным воинам.
Как видим, главной целью Братства Святителя и Чудотворца Николая при Успенской церкви села Озерское Перемышльского уезда была просветительская работа и «разъяснение истин веры и правил благочестия», делалось все возможное для улучшения условий жизни народа, для распространения в нем грамотности.
Братство Святителя и Чудотворца Николая в селе Озерское существовало до 1918 года, а после революции началась уже совсем другая история...

Любовь ФИЛИНОВА.
г. Сосенский.

   

 

 

 

 

   
© "Линия Билибина"