Вселенский день православного иконописца и иконопочитателя

05 Мар 2017 |

Торжество православия

Первое Воскресение Великого поста – праздник Торжества Православия, именуемый так в память восстановления иконопочитания в Церкви. Притом, что само почитание икон как догматическое положение было восстановлено в Церкви на VII вселенском соборе (787 год), потребовалось почти полвека, чтобы иконопочитание как норма церквно-общественной жизни было полностью восстановлено в Римской империи. Лишь к середине IX века все пострадавшие от гонителей на святые иконы были выпущены из темниц и реабилитированы. А чин Торжества Православия был впервые совершён патриархом Константинопольским Мефодием в 19 февраля 843 года как чин свидетельства окончательной победы Церкви над всеми ересями.

Сейчас нам, русским, не трудно представить дом без икон – не так давно гонения не веру прочно ассоциировалось с отсутствием священных изображений. Но иконопочитание всегда существовало. Иллюстрация из светской книжки о шедеврах живописи или скромненькая пожелтевшая картинка из старого календаря заботливо вставленные в рамку и помещённые в «красный» угол – рассматривались как исповедания веры. Исповедание – через почитание святых икон. Вот почему, в утешение и укрепление своих иконопочитателей, Господь давал этим картинкам духовную силу истинного Своего Образа – мироточение и чудотворение.

Недавно потомки комиссаров в пыльных шлемах с особой ненавистью и глумлением обсуждали мироточение скульптурного бюста святого мученика Царя Николая, горделиво интеллигенствуя о том, что бюст это не икона, так как икона – это темперная живопись на доске. Безграмотность россиянских интеллигентов в догматике Православной Церкви общеизвестна. Каждый православный знает, что икона – есть созданный из материи  этого мира (рукотворённо или нерукотворно) образ Спасителя, Его Пречистой Матери или святых, для напоминания об их истинном человеческом естестве и облике, их историчности и реальности, их святости, а также для того, чтобы поддержать направление нашей молитвы к ним. Молясь перед иконой и целуя священное изображение, мы возносим свои молитвы к тому, кто на нём изображён, и своё почитание этого первообра. Скульптурное изображение святых ничуть не отличается в этом своём качестве от писанного. Более того, по преданию именно скульптурное изображение Спаса (барельеф Спасителя над вратами Константинополя) стало первой иконой пострадавшей от дерзости и обскурантизма иконоборцев.  То, что православная традиция так мало имеет скульптурных икон, связано в первую очередь с тем, что на востоке Римской империи иконоборчество было значительно сильнее, чем на западе и скульптурные иконы, которые трудно было спрятать от кощунников, пострадали более всего именно в Византии, а не в латинском Риме. Так что пошлая ирония современных иконоборцев в отношении мироточащего бюста Государя не более чем наследия их диких, но наглых предков.

Сама идея отрицания возможности изображения Богочеловека, Богородицы и святых очевидно противоречит христианству и фактически отрицает истинность Боговоплощения Христа. Ведь то, что воплощено – может быть и изображено! Запрете святых изображений основан на хоть и монотеистическом, но примитивном мышлении, которое отрицает возможность Боговоплощения просто потому, что «этого не может быть никогда». За спиной иконоборцев, очевидно, стоял иудаизм – сформировавшаяся в 3-4 веке на базе отрицания пришествия Мессии – Иисуса Христа иудейская ересь, и, направляемый им, зарождающийся в 6 веке ислам. И иудаизм, и ислам отрицают Божественность Христа и, потому, отрицают и Его истинные изображения как изображения Богочеловека, т.е. святые иконы. Характерно и то, что иконоборчество было не просто ересью, но ересью агрессивной, использующей террор для насаждения своих убеждений. Агрессивное насаждение примитивных религиозных догм в наше время стало мировой проблемой. А ведь всё начиналось с арианства, а потом иконоборчество, но корнями своими восходит к тем предпасхальным дням, когда иудейские учителя и вожди решили доказать свою правоту убив оппонента – распяв на кресте невинного и мирного Учителя народа – Иисуса Христа.

Иконопочитание было восстановлено. И тогда, в 8 веке, и ныне – в веке 20-м. Начало восстанавливаться и иконописание. Но в должной ли мере мы народ церковный понимает значение икон в жизни Церкви и ценит служение иконописца? Ещё бытуют кое-где суеверия: якобы после Причащения Святых Тайн нельзя целовать иконы, якобы ненастоящими иконами являются скульптурные изображения (об этом уже было сказано). Все эти суеверия постепенно, по мере образования церковного народа, рассеиваются. Но остаётся серьёзной проблемой и для иконопочитателей, и для многих иконописцев принятие иконы как творческого дара Божия. Из предания Церкви мы знаем, что апостол Лука был иконописцем и врачом. Ни у кого нет иллюзий, что служение врача требует обучения, а не только благочестивого образа жизни. А иконоделание почему-то у нас часто воспринимается как деятельность, не требующая специальных навыков. Икона, мол, это не картина. Это картину надо уметь рисовать, знать законы перспективы, анатомию, взаимодействие красок, для писания иконы главное – молитва. Вообще-то молитва – главное в любом деле, но дерзкое присвоение себе звания мастера, без труда и таланта – вряд ли свидетельствует о молитвенном настрое. А сегодня мы видим тиражирование дурновкусия в возрождающихся храмах, подчас порождаемое отсутствием вкуса у духовенства и народа (как у заказчика), и изготовление «иконного контрафакта» лже-иконописцами, стремящимися лишь к наживе. В день восстановления почитания святых икон мы, христиане, должны ещё раз напомнить себе, что иконы это не просто декоративный элемент в наших храмах, это их святыня, за которую пролита кровь святых мучеников. Такая же святыня, как Евангелие, богослужебные тексты, сам чин православной службы. Такая же святыня, как и сам храм, который ими украшен и освящён. И если мы стремимся построить новый храм по лучшим образцам христианской архитектуры, то и новые иконы должно создавать на основе лучших образцов многовековой иконописной традиции. В этом наша надежда как православных иконопочитателей.

Поздравляем всех иконописцев, которые, следуя Божьему Промыслу, посвятили свой талант и годы прилежных учений высокому делу сохранения Священного Предания Христовой Церкви, сохранению того Самого истинного Образа Спасителя, Богородицы и святых, который чрез глубь веков донесла до нас церковная иконопись. Помогай вам Бог!

С.Е.Сёмкин

Теги: , ,

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.