ВНОВЬ О КОЗЕЛЬСКОМ КРЕСТЕ

29 Мар 2019 |

К Неделе Крестопоклонной

Фото Владимира Ештокина

В нашем музее рядом с диорамой знаменитой обороны города находится древнейшая святыня вятичей — каменный козельский Крест. Прежде чем стать музейным экспонатом эта святыня стояла в доступных общему обозрению местах: сначала на городской площади, потом — перед старым зданием музея. И Крест по праву стал символом города. Тот вид, в котором он стоял, врытый в землю перед старым музеем, – стал эмблемой, знаком Козельска на буклетах и открытках, он открывает страницы разных книг, сборников и материалов краеведческих конференций. Он стал для Козельска примерно тем, чем кораблик на Адмиралтейском шпиле для Питера или фигура ангела с трубой на Оптинской башне: мгновенно узнаваемым, ничем другим не заменимым знаком принадлежности к Козельску. Гости нашего края назвали его «десятым крестом Козельска»: ведь с герба города на нас смотрят девять крестов. Так что Козельск можно назвать городом-крестоносцем, имея в виду как эти священные символы, так и тот крестный путь героического противостояния мощному врагу, который увенчался для козельчан в 13 веке их общей гибелью.

Думается, пора осознать, что наш «десятый крест» также проходит свой крестный путь. Его, по сути, лишают того смысла и значения, которые, собственно, и сделали его символом города в сознании нескольких поколений. Немало тех, кто считал (и считают) его не христианской святыней, а языческим изваянием, каменной бабой. Такое мнение возобладало среди многих калужских археологов и музейных работников. Потому Крест при переезде в новое здание был, можно сказать, наказан за прежнее «самозванство» и «поставлен в угол»: его поставили лицевой стороной к стене, пристегнув рабским железным ошейником (видимо, для устойчивости) и сопроводили надписью «идол». Хотя в восприятии козельчан и гостей города он всегда был именно крестом, никогда никто не называл его идолом. Понимание того, что главная христианская святыня — отнюдь не идол, которому кланяются, а символ всего самого главного, прежде всего — Самой Божественной Любви, Распявшийся за нас, определяет особое, благоговейное отношение и к самому слову «крест».

Козельский каменный Крест. Детское рукоделье.

Сейчас в музее вернули Кресту его подлинное название, табличка рядом с ним изменена. Убран унизительный ошейник-пристёжка. Он виден теперь в полный свой рост, во всю стать. Однако этого явно недостаточно, чтобы наша древнейшая святыня обрела должное, достойное отношение. Похожие каменные кресты, примерно той же эпохи (некоторые — переделанные из идолов) сохранились в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Чехии, Германии. Все они — местночтимые святыни, некоторые находятся в храмах, и являются не экспонатами для осматривания, а святынями для почитания и поклонения. Это можно видеть на фото.

Ныне идёт Великий пост. Это та «десятина», которую мы отдаём Богу: время поста — как раз примерно десятая часть года. Наши индивидуальные усилия и труды наших душ в этот особый период становятся частью важного общего дела. Ведь Великий Пост — это пост всей Церкви, когда миллионы сердец соединены обращением всех ко Христу и Его спасительному подвигу. Молитвы, пост, поклоны, покаяние — всё это становится ежегодным священнодействием всей Церкви, всего церковного народа. Наши святые, которым открыто больше, чем нам, говорят о том, что великопостные труды оказывают воздействие на все бытие, не только уменьшая силу зла, но и умягчая гнев Божий на мир, где грех уже стал практически нормой.

Вспомним, что наши предки, изумившие Батыя и его воинов своей несгибаемой стойкостью, «крепкодушием» обороняли город именно во время Великого Поста. Видимо, Пасха Господня встретила их уже в ином мире, украсив их теми венцами небесными, на которые они сами уповали, принимая решение стоять до смерти. Известно, что обретение козельского Креста связано с тем местом, которое могло быть огромной могилой козельчан. Всё это окрашивает образ нашего Креста в особые тона, настолько священные и торжественные, что трудно без боли и горечи воспринимать то печальный факт, что эта святыня до сих пор не только не имеет должного почитания, но продолжает вызывать подозрения и недоверие. И в том числе — среди духовенства. Конечно, очень вероятно, что наш Крест имел свою историю: был неким изваянием, вроде бабы в языческом прошлом вятичей. Возможно, первым актом обращения их к вере Христовой стало как раз обтесывание «бабы», преображение изваяния в крест. В таком случае в этом воплотилась история перемены мировоззрения, означавшая также смену всех цивилизационных основ, а также и тот путь покаяния, какой тогда пережили наши предки. Впрочем, некоторые археологи не находят в нашем Кресте признаков подтёски, и возможно это изначально был крест, а не идол. Возможно и то, что крестный камень был нерукотворённым крестом — то есть изначально, по Промыслу Божьему так напоминал крест, что стал почитаться как святыня.

Мы живём близ Оптиной, основанной, по преданию, раскаявшимся разбойником, и никому не приходит в голову сомневаться в святости и благодатности этой обители из-за греховного прошлого её основателя. Так что наш козельский крест вступает в своего рода гармоническое созвучие с именем разбойника Опты, веками звучащего в устах людей, благодарных ему за его ведомые одному Богу покаянные труды, ставшие основанием обители, сияющей святостью на весь православный мир.

Впереди — Крестопоклонная неделя Великого Поста, имеющая важное духовное значение для понимания и осознания главных смыслов нашей веры и мировоззрения. И для покаянных трудов крещёных людей, для которых свой нательный крестик дорог и неснимаем. Думается, что это самое подходящее время для того, чтобы наш козельский Крест оказался в подобающем месте — в храме. Хотя бы на этой неделе хотелось бы видеть древнейшую святыню нашего края в главном храме города — в кафедральном Успенском соборе. А со временем, по мере осознания прихожанами адекватного отношения к этой святыне — обрести эту святыню в полной мере. То есть оставить в прошлом статус музейного экспоната — и увидеть наш Крест «постоянно прописанным» по новому, соответствующему его святости адресу. Такое возвращение святынь из музеев в храмы случается в наши дни. Самый яркий пример – Владимирская иконой Божьей Матери, для которой построен храм при Третьяковской галерее, где она долго перед этим находилась.

Каменный крест около Кафедрального собора святителей Кирилла и Лаврентия Туровских, г. Туров

И тогда мы сможем обратить наконец к козельскому Кресту те слова молений, которых он давно лишён, и как, возможно, к нему обращались защитники Козельска:

«И́же Кресто́м огражда́еми, врагу́ противля́емся, не боя́щеся того́ кова́рства, ни лови́тельства; я́ко бо го́рдый упраздни́ся, и попра́н бы́сть на Дре́ве си́лою распя́таго Христа́.

Го́споди, ору́жие на диа́вола Крест Твой дал еси́ нам, трепе́щет бо и трясе́тся, не терпя́ взира́ти на си́лу Его́, я́ко ме́ртвыя возставля́ет, и смерть упраздни́; сего́ ра́ди покланя́емся погребе́нию Твоему́ и воста́нию.»

В этих двух стихирах вся вера героев Козельска. Они верили, что враг не сможет их поработить до тех пор, пока с ними Крест Христов. Они не боятся смерти, т. к. верили, что силою Креста Господня смерть упразднена и мёртвые будут воскрешены. Предав свои души в руки Божии в пасхальные дни, в этой вере, с венцами мучеников Христовых они пребывают в ожидании всеобщего Воскресения. Их Пасха ещё впереди!

Председатель КОРЛ Г.Э. Горохова

 

Теги: , ,

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.