Учёные и богословы говорили о преподобном Кукше

24 Ноя 2013 |

КукшаВ Калужской духовной семинарии прошла межвузовская конференция, посвященная 900-летию со дня кончины сщмч. Кукши Печерского

 Сайт Калужской епархии сообщает:

23 ноября в Калужской духовной семинарии состоялась межвузовская конференция, посвященная 900-летию со дня кончины сщмч. Кукши Печерского: “Подвиг мучеников в деле духовного просвещения Руси: историческое и богословское осмысление”. Конференция организована Калужской духовной семинарией, Калужским духовным училищем, Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского.

Перед началом конференции в Свято-Троицком кафедральном соборе была отслужена божественная литургия, после чего в актовом зале Калужской духовной семинарии открылась работа пленарного заседения конференции, председательствовал на котором митрополит Калужский и Боровский Климент. В своем вступительном слове владыка сказал, что совершенно неслучайно эта конференция проходит в день памяти священномученика Августина Калужского: архипастыря, расстрелянного в 1937 году и просветителя вятичей сщмч. Кукшу объединяют вера и любовь. Затем собравшихся поприветствовал заместитель министра Калужской области В.Ф. Терехин, который рассказал о тех мероприятиях, которые в исполнение распоряжений Президента РФ В.В. Путина и губернатора Калужской области состоятся в следующем году в связи с празднованием 900-летия со дня кончины сщмч. Кукши. По словам Вадима Федоровича уже созданный оргкомитет проводит работу по двум направлениям: научному, предполагающему исследовательскую работу и просветительскому, связанному с проведением «круглых столов» и конференций.
В ходе пленарного заседания были прочитаны доклады заместителя председателя комиссии по изучению истории епархии в ХХ веке и канонизации святых, преподавателя КДС протоиерея Андрей Безбородова: «Проповедь преподобного Кукши и этногенез Калужского края»; ассистента кафедры теологии Тверского государственного университета Бориса Чибисова: «Понятие мученичества в древнерусской агиографии»; кандидата филологических наук, проректора КДУ Анны Волковой: «Служба преп. Кукше Печерскому: исторический и гимнографический аспект»; кандидата исторических наук, доцента КГУ им. К.Э. Циолковского Натальи Никитиной; краеведа, члена комиссии по изучению истории епархии в ХХ веке и канонизации святых Елены Метальниковой.
После перерыва работа конференции продолжилась работой студенческой секции.

Духовные школы Калужской митрополии – главный источник богословских и историко-церковных знаний нашего края и нашей Козельской епархии. Многие священники епархии в недавнем прошлом студенты Калужской семинарии, а владыка Никита – её проректор. Этот факт, а также значимость фигуры священномученика Кукши для истории всего вятического, а, следовательно, и Козельского края – неоспоримы. Поэтому материалы калужской конференции будут интересны всем любителям «духовного краеведения» Козельска. Предполагается, что полностью он6и будут опубликованы в журнале Калужской митрополии «Православный христианин». Хочу поделиться лишь некоторыми впечатлениями.

Как известно, официальные торжества в честь 900-летия мученической кончины преподобного Кукщи состоятся в следующем, 2014 году. Именно этот год, по современным историческим исследованиям, определён как юбилейный. В то же время, как сообщалось в одном из докладов конференции (автор – Метальникова Е.В.), 800-летний юбилей праведника широко отмечался в Российской Империи (в том числе и в Калужской епархии) в 1913 году, а в 1914 – в Калугу была принесена из Киева икона Кукши с его святыми мощами (ныне утерянная).  Вторично мощи преподобного прибыли в Калугу в этом, 2013 году.

Интересные сведения о преподобном Кукше прозвучали в докладе о. Андрея Безбородова. Оказывается, имя «Кукша» – это вятичское наименование одной из местных птичек из семейства врановых (Ку́кша (лат. Perisoreus infaustus) — птица семейства врановых (лат. Corvidae) отряда воробьинообразных). То, что преподобный носил вятичское имя свидетельствует о том, что он сам был из рода вятичей и пришёл проповедовать в наши края Слово Божие своим землякам. Возможно, это было одной из причин успеха его миссионерского делания, который и вызвал ярость языческих жрецов, убивших проповедника и его ученика Никона.

То, что истории неизвестно христианское и постригальное имя Кукши, по мнению о. Андрея,  может свидетельствовать о раннехристианской традиции (сохранившейся доныне у греков, болгар, сербов) крестить без перемены имени. Возможно, что имя не менялось и при постриге, как это мы видим у древних монахов. В то же время известно, что княгиня Ольга при крещении приняла римское (греческое) имя Елена, а княьи Владимир – взял имя Василий. Возможно, что перемена имени была свойственна лишь высшей языческой знати, что вводило новокрещаемых в круг византийской элиты. Лица же низких сословий не получали имён из византийского имяслова.

Это наблюдение особенно важно сейчас, когда таинство Крещения принимают люди, носящие подчас древнеславянские или иностранные имена. Подчас возникает конфликт между священником, предлагающим обязательно выбрать имя из святцев, и крещаемыми (или родителями), желающими оставить себе в крещении родное имя. Священник совершенно справедливо мотивирует своё требование древней традицией креститься в честь христинского (православного) святого, иногда прибавляя, что если этого не сделать – не будет «своего ангела». Однако святой покровитель и Ангел- хранитель – не одно и то же. Ангел- хранитель даётся христианину Богом, а святой покровитель избирается им самим, как образец духовной жизни. Кроме того, и на примере Кукши, и на примере многих наших братьев греков, сербов или болгар, мы видим, что крещение с оставлением имени, не совпадающим со святками, вполне традиционно для Православия. Решением этой проблемы могло бы стать разъяснение крещающимся, что они могут выбрать себе святого покровителя и не принимая его имени. Но тогда следует разъяснить и духовенству, что требование от приступающих к таинствам называть исключительно святочное имя, а не своё собственное не основано на догматике и канонах Церкви.

Интересен был доклад преподавателя факультета теологии Тульского университета (да! Есть и такой!) Бориса Игоревича Чибисова, посвящённый древнерусской агиологии и агиографии. К просвещению Руси христинством эпоха мучеников хотя и закончилась, но сам мученический подвиг не упразднился. Автор описал древнерусских мучеников, начиная с варягов Феодора и Иоанна, убитых в Киеве при князе Владимире, вплоть до князей Игоря Черниговского и Андрея Боголюбского. Данный доклад, хоть и относит нас к эпохе древней Руси, не может не быть актуальным, учитывая сложности процесса канонизации новомучеников и исповедников российских. В частности, в своём докладе автор разбирает не вполне очевидное противопоставление понятий «мученик» и «страстотерпец», озвученное во время канонизации Царственных мучеников (страстотерпцев).

Не обошлось и без докладов, посвящённых новомученикам Российским. Историк Наталья Никитина из КГУ с воодушевлением рассказала о борьбе Сталина против Церкви. Правда она признала, что сам Сталин старался уклоняться от участия в этом процессе, что подтверждается документально (Никитина усмотрела в этом коварство и лукавство вождя СССР). Автором были вскрыты и тёмные страницы участия НКВД в деле закрытия храмов. Например, она считает, что все письма от крестьян с просьбой закрыть храм были организованы НКВД. В то же время Н.Никитина не стала углубляться в исследование того факта, что куда больше просьб на сохранение храмов обнаружилось в архивах того же НКВД. Создаётся впечатление, что НКВД не могло справиться с «крестьянским бунтом» в защиту храмов и вынуждено было принимать эти просьбы, организуя в ответ жалкий ручеёк заказных прошений.

Вопрос неоднородности советского руководства в рассматриваемый период (от 1917 до 1938, и даже 43 – г.г.), в том числе и в отношении к Церкви, историка не заинтересовал – для неё всё очевидно: есть государство, оно антицерковно и антихристинское в принципе, и есть Церковь, которая не приемлет это государство. Откуда и почему на территории православной России появилось такое странное государство, почему оно начало гонения на Церковь? Пока эти вопросы остаются вне понимания и интереса некоторых историков.

Надеюсь, что и в Козельской епархии будут со временем организовываться историко-богословские конференции, на которых, как показала конференция Калужской семинарии, подчас разбираются важные и интересные не только для историков и богословов вопросы.

С.Е.Сёмкин

Теги:

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.