Троицкие венки и детский день в Никольском храме Березичей

17 Июн 2019 |

Порой церковная иерархия отвлекается от молитвы и обращает свой взор на приходские устроения:как бы сделать так, чтобы всё везде было благообразно и по чину, а ещё лучше единообразно и по правилам. Само по себе таковое желание начальства понятно и приветствуется церковным народом, особенно в первом смысле. А вот с жёстким единообразием и правилами бывают проблемы. И это прекрасно. Ещё апостол Павел писал: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Ведь существуют и различные обычаи, традиции, особенно заметные у разных поместных церквей. Это и нюансы богослужения, и особенности поведения людей в храме, а подчас – и особенные обряды. Конечно, священноначалие своим пастырским долгом имеет зловредные разномыслия искоренять, душепагубные обычаи – упразднять. Но Церковь всегда с материнской любовью хранила красивые и радостные традиции своих чад, даже если они не вписаны в типиконы и триоди.

В Козельской епархии тоже есть народные обычаи, являющиеся, подчас, истинным сокровищем простой народной веры. Описать и сохранить эти традиции для наших потомков – задача церковного краеведения.

Один из таких ярких обычаев сохраняется в Никольском храме села Березичи. Уже по названию храма понятно, что «престолом» Березичей является праздник святителя Николая, каковых в году 3 – память Святителя (19 декабря), перенесение его мощей в Бари (22 мая) и день рождения Святителя ( 11 августа). Однако наиболее торжественно в селе отмечают праздник Святой Троицы. Естественно, что празднование селян отражается и на церковной службе. Как и везде храм украшается цветами и ветвями берёзок, а пол устилается свежескошенной травой. Ход Богослужения на Троицу не отличается от уставного, после Литургии служится вечерня с коленопреклонными молитвами. И вот, во время чтения этих молитв, в храме раздается странное шуршание. Это прихожане, стоя на коленочках, плетут венки из берёзовых веток. Три молитвы – три венка. Причём, эти венки тут же надеваются на голову (как женщинами, так и мужчинами), иногда один на другой, так что к концу службы на некоторых головах прямо-таки берёзовые кущи!

Конечно, сторонники строго богослужебного порядка возмутятся: вместо того, чтобы внимательно слушать молитвы, народ занимается ненужным рукоделием! Вот именно – рукоделием! А разве монахи, плетущие чётки во время молитвы отвлекаются от молитвы из-за своего рукоделия? Кто-то отвлекается, а кто-то и нет. А будем откровенны – разве всем легко долго стоять на коленях, случая чтение длинных троицких молитв? Не отвлекается ли мысль от чтения священника, некоторые даже начинают посапывать, склонившись ниц. Может, в этом случае простое рукоделие наоборот помогает отвлечь телесные неудобства и вслушиваться в слова молитв, механически перебирая пальцами берёзовые ветви? Думаю, что однозначного ответа на эти вопросы нет – каждому своё. Зато какая красота в храме, какая радость на лицах!

По народным верованиям, троицкий венок помогает при головных болях, прибавляет ума – всё это действие Святого Духа. А почему бы и нет?! Тем более, что в конце богослужения, когда народ подходит к Кресту, батюшка от души кропит головы прихожан, украшенные венками. Вот венки и освящаются!

Вообще-то берёзовые троицкие венки широко распространены в козельском крае, возможно их где-то плетут, как и в Березичах, во время троицкой коленопреклонной вечерни? Козельская епархия запускает масштабный проект церковного краеведения под названием «Летопись козельских храмов», которая в числе прочего предполагает описание особенностей тех обычаев, которые сохраняются народом в храмах епархии.

Отметим ещё одну особенность Троицких праздников в Никольском храме Березичей.

Следующей день Святой Троицы – Понедельник Святого Духа, или Духов день. В этот день по негласной традиции в храм приводят на Литургию детей. Возможно этот обычай основан на евангельском чтении Духова дня, которое начинается словами: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф. 18:10) И кто-то посчитал, что «малые» – это дети, так как ранее в тексте описывается, что Иисус приводит в пример детей, как образ смирения, кротости, как избранников Божиих. Однако это место не вошло в читаемое на Литургии евангельское зачало (отрывок из Евангелия). Но образ «малого», никем , кроме Бога, не защищённого от сильных мира сего человека – лейтмотивом проходит через всю евангельскую главу. Этот образ стал не только евангельским, но и общекультурным. «Маленький человек» в русской литературе (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой), а также в мировой (Диккенс, Гюго) – один из главных образов 19 века безусловно имеет евангельскую основу. Но русский крестьянин вряд ли считал себя «маленьким человеком» в понимании литературных классиков. Его понимание не столько психологическое, сколь практическое – ребёнок мал и не защищён никем, кроме родителей. Но родители для Бога Отца – тоже как дети малые. Дети малые, все – и родители и их дети – нуждаются в Утешителе. Господь, Отец для апостолов, вознёсся на небо, но послал Своим чадам от Отца Заступника и Утешителя – Духа Святого! Для того, чтобы и наши дети, как апостолы,могли получить от Самого Небесного Отца Божественного Утешителя, мы и приводим к Нему, в Его день наших детей в храм, и причащаем их Телу и Крови Спасителя, принимая тем их в апостольскую духовную общину! Конечно, не всегда это понимание может быть сформулировано, но это и не нужно:Священное Предание – это есть совокупность сформулированной, а иногда и не выраженной в словах догматов вселенской веры Православной Церкви, одним из малых моментов которой раскрывается в «детском дне» Никольского Березического храма, который ежегодно отмечается в День Святого Духа.

С.Е.Сёмкин

Теги: , ,

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.