Крещенская вода – великая святыня, а не волшебная жидкость

20 Янв 2017 |

День Крещения Господня, иначе именуемый Богоявлением,  Церковь празднует 19 января по новому стилю. Однако, по церковному уставу сам праздник продолжается до 27 января. Главным событием праздника народ обычно полагает Великое освящение воды (по-гречески: «агиасма» – святыня), чин, совершаемый дважды в год – в Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня. К сожалению, по поводу святой крещенской воды в народе существует много суеверий. Ниже приводим статью с сайта prihod.ru «Без заблуждений и суеверий»:

Вода, которую освящают в Церкви на праздник Богоявления (Крещения) Господня, называется великой святыней (агиасмой). Правильное к этой воде отношение и ее принятие дает человеку обильную и всесильную Божию благодать, а вот неправильное отношение к агиасме может привести к ее бездейственности для вас или даже стать осквернением святыни. 

Эта великая святыня рождается в Церкви, и именно Церковь знает, какой она обладает силой и для чего предназначена. Если и вы хотите это узнать, вам нужно обращаться к голосу Церкви – почитать церковные книги, спросить священника или сотрудника-консультанта в храме, но, конечно, не «знакомых бабушек» и не случайных соседей по очереди за святой водой, иначе вы рискуете получить вместо верных знаний набор чьих-то фантазий и ошибок, а то и стать жертвой прямого обмана.

Зачем нужна святая крещенская вода? Для того, чтобы укреплять и поддерживать верных, то есть тех, кто крещён и живёт в единении с Богом через Таинства Церкви и исполнение заповедей Божиих.

Перечислим несколько самых распространённых суеверий, предрассудков и просто ошибок, связанных со святой крещенской водой

  • «Есть вода Крещенская, а есть − Богоявленская». Это нелепое и даже детское заблуждение. Издревле в Церкви принято совершать великое освящение воды как в сам праздник Крещения Господня (именуемого также Богоявлением, поскольку Бог, единый в Троице, явил Себя во время Крещения в трёх Своих Ипостасях), так и накануне, в сочельник (навечерие праздника). Такая традиция появилась в связи с тем, что в крещенский сочельник прежде было принято совершать крещение прошедших оглашение людей – для этого и освящалась вода. И в навечерие, и в самый день праздника чин великого освящения воды совершается один и тот же, и благодать освящения воды в эти два дня подаётся всегда одна и та же.
  • «Святая крещенская вода даёт магическую защиту от зла».Это тяжёлое суеверие, следование которому приносит человеку значительный вред. Всякая ворожба, всякая «магия» – мерзость пред очами Божиими. Отношение к святыне как к некому волшебному предмету кощунственно, даже если она используется в якобы благовидных целях «защиты». При таком отношении святыня не только не принесёт пользы, но и послужит в осуждение человеку, навлечет на него гнев Божий. Доверие суевериям и всякой «магии» − грех, а грех, как известно, отдаляет от Бога и приносит страдания.
  • «Крещенская вода обладает собственной силой, можно ее использовать, и не ходя в храм, не живя церковной жизнью». Глубокое заблуждение. Сама по себе святая вода никакой «собственной» силы не имеет − она только проводник благодати Божией, а благодать эту невозможно вне церковной жизни, без участия в Таинствах и соблюдения заповедей Божиих. Использовать так святую воду – всё равно, что пытаться беседовать с телефонным аппаратом.
  • «Святая крещенская вода очищает от грехов, если ею омыться или ее пить».Неправда − от грехов очищает только Бог через Таинство исповеди. Чтобы освободиться от греха, нужно его осознать, в нем раскаяться, возненавидеть его и после этого исповедать его Богу перед священником. Никакое «автоматическое» очищение от грехов невозможно.
  • «Окунание в прорубь с освящённой водой может заменить крещение». Это ошибка. Таинство крещения, хоть и совершается с помощью воды, является отдельным священнодействием − оно не может быть заменено никакими купаниями и окунаниями, пусть даже и в святую воду, его никто не может совершить над самим собой.
  • «Крещенская вода может заменить Причастие». Не поддавайтесь этому губительному предрассудку! Вода, конечно, − великая святыня, но ни она, ни любая другая святыня Церкви не сравнится и даже не приблизится по величию и значению со Святыми Дарами − Телом и Кровью Христа Спасителя, которые даются нам в Таинстве Причастия. Наоборот, постоянное и как можно более частое причащение с верой и любовью Тела и Крови Христовых делает святую воду для нас действенной.
  • «Святую крещенскую воду можно пить исключительно натощак».Ошибочное утверждение. Хотя и принято обычно принимать агиасму натощак для выражения почтения к благодати Божией, наполняющей святую воду, это не является обязательным. Если вы больны, находитесь в сильном смятении или иных тяжёлых жизненных обстоятельствах, можете пить святую крещенскую воду в любое время дня и ночи, главное − с верой и благоговением.
  • «Воду нельзя разбавлять, поэтому нужно набрать ее побольше».Такое мнение ни на чем не основано. Совсем не обязательно тащить из храма домой тяжёлые бадьи с крещенской водой. Благодать Божия, наполняющая эту святыню, не «разжижается», поэтому вы можете принести домой небольшую бутылочку или даже пузырёк с агиасмой и вылить ее в ёмкость с чистой водой − вся вода в этой ёмкости станет святой крещенской водою, в точности такой же, как принесённая из храма.
  • «В день (ночь) Крещения вся вода везде становится святой, и можно просто набрать ее дома из-под крана».И это тоже неверно! Не существует никаких благодатных действий, которые совершались бы «сами по себе» и везде, просто по факту наступления определённой даты. Действие благодати совершается только при сотрудничестве двух свободных воль: воли Божией и воли человека. Бог освящает воду в Своей Церкви, для Своих людей, и только отсюда ее можно получить.

Главное, помните: для того, кто живёт полной церковной жизнью, то есть  участвует в Таинствах и исполняет заповеди Божии, святая крещенская вода сильна и благодейственна. Для того, кто пытается употреблять ее, не вспоминая о Боге и Его воле, не отказываясь от грехов, она бездейственна. Те же, кто пытается ее употреблять в любых видах «ворожбы», навлекают на себя гнев Божий.

Екатерина Макалец

 

 

Теги: ,

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.