День всех русских святых

30 Июн 2019 |

В этом году 30 июня в последнее воскресенье месяца Русская Православная Церковь празднует память Всех русских святых. Ранее этот праздник именовался день «Всех святых в земле Российской просиявших», но в 2013 Священный Синод принял решение, что правильнее будет именовать его именно памятью «Всех русских святых». Связано это с тем, что духовное присутствие Русской (а некогда – Российской) Православной Церкви в истории простиралось подчас на территории не входящие юридический в Российское государство (в каких бы исторических формах оно не существовало). В то же время духовное влияние Русской Церкви оказалось столь велико, что на этих, подчас далёких от Руси землях, процвело Православие в своём русском изводе, а также сформировалось то, что сегодня политологи называю «Русский мир».

Вот почему в службе русских святых поминаются не только русские по национальности, но и те, кто потрудился для этого православного Русского мира. Иногда эти святые оказывались на земли Руси, такие как прп. Антоний Новгородский, приплывший в Великий Новгород на камне из Ветхого Рима (т. е. Из первого Рима) или святитель Афанасий патриарх Константинопольский, мощи которого ныне пребывают в Харькове. Иногда они жили и служили Богу на землях, впоследствии связавших свою судьбу с Россией. Это и крымские святители-греки(святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон херсонесские святые), просветители Грузии и Армении Нина и Григорий. Поминаем мы как русских святых и тех русских людей, кто подвизался в дальних странах: США, Китай, Аляска, Япония. Торжественным гимном Русскому Православному миру звучит канон Всем русским святым.

Замечательна история составления этого канона. 3 (26) августа 1918 года на Поместном Соборе Православной Российской Церкви был заслушан доклад члена Собора, крупного петроградского ученого-египтолога Бориса Александровича Тураева. В докладе говорилось: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». Как мы видим, уже тогда участники Собора осознавали, что «единая Русь разорвана» и для восстановления и сохранения её единства нужна соборная молитва, молитва все русских и в первую очередь – русских святых.

Богослужебному отделу Собора, в состав которого входили будущий епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) и Борис Александрович Тураев, было предложено дополнить и внести необходимые изменения в последование XVI века. Б.А. Тураев предполагал включить в службу «вновь прославленных святых, а также в какой-либо общей форме и еще не канонизированных, но или давно уже чтимых, или положивших душу за веру Христову тех священномучеников и мучеников, которые по­страдали в наши скорбные дни во время настоящего гонения на Церковь». Первоначальный вариант службы был напечатан в Москве в 1918 году.

После войны в 1946 году служба была переиздана Московской Патриархией с поправками патриарха Сергия (Страгородского). В в конце 50-х — начале 60-х священноисповедник епископ Ковровский Афанасий (Сахаром) ещё раз отредактировал и дополнил службу.

Замечательно то, что как и предполагал Борис Александрович Тураев в службе есть места, возвращающие молящегося из истории Русской Церкви в её настоящее, и это не потеряло своей актуальности и сегодня.

Тогда в 1918 году ещё невозможно было предвидеть масштабы гонений, а уж тем более разлагающего влияния мира сего, но составитель канона включает в него такой тропарь:

«О, па́че сло́ва и превы́ше похва́л святы́х страстоте́рпцев по́двига! Зло́бу у́бо лю́тых отсту́пников и на́глое иуде́йское неи́стовство претерпе́ша, ве́ру Христо́ву проти́ву уче́ний ми́ра сего́, я́ко щи́т, держа́ще и на́м о́браз терпе́ния и злострада́ний досто́йно явля́юще.» (песнь 9).

И следующий тропарь, взывающей к помощи Божией об укреплении единства Церкви и России.

«О вели́цыи сро́дницы на́ши, имено́ваннии и безыме́ннии, явле́ннии и неявле́ннии, Небе́снаго Сио́на дости́гшии и сла́ву мно́гу от Бо́га прии́мшии, утеше́ние на́м, в ско́рби су́щим, испроси́те, ве́ру на́шу па́дшую возста́вите и лю́ди расточе́нныя собери́те, от на́с, я́ко да́р, пе́снь благодаре́ния прие́млюще.»

Поздравляя с праздником Всех русских святых, мы, православные Козельска помним, что в ряду пока ещё неявленных святых за нас молятся убиенные от безбожного Батыя благоверный князь-отрок Василий Козельский, дружина его и все граждане Козельска!

Молитвами всех русских святых и наших козельских угодников, Господь да помилует и спасёт всех нас!

С.Е.Сёмкин

Теги: ,

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.