День памяти и скорби

22 Июн 2015 |

22 июня с недавних пор отмечается как общероссийский День памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года всё более и более осознаётся не просто как календарная дата, а как мистическая точка в русской истории, после которой русская история претерпела колоссальный слом, получила сильнейший стимул для самосознания, пережила сильнейший за последние столетия мобилизационный импульс.

Именно поэтому всё более возрастающее значение 22 июня в социальных ритуалах России приобретает не формальный, а осознанный, эмоциональный и идейный характер. Это чувствуется и в Козельске.

В 4 часа утра, в тот час, когда первый бомбы врага упали на русские города: Киев, Минск, Одессу, Каунас – у памятной часовни на площади Героев Козельска была совершена панихида о тех первых, действительно невинных жертвах. О первых мучениках войны. И как Церковь стоит на крови мучеников, так и Отечество через войну встало! Действительно встало, а не театрально «поднялось с колен», встало потому, что опорой этому подъёму стала кровь русских мучеников – невинных жертв войны.

И основные мероприятия дня, как многоголосая фуга вновь и вновь разыгрывали этот главный мотив Памяти и Скорби. Панихида во главе с Козельским епископом у мемориальной часовни – ещё одно напоминание о мучениках. Отметим, что кроме вождей и воинов на поле брани убиенных, в прошениях поминались и от ран умершие, и в плену и тяжких работах умученные, и все для Победы потрудившиеся. Сонм мучеников пополняется сонмом подвижников. Взгляд на историю Великой Отечественной войны всё более и более оформляется как религиозное, духовное осознание России. Очень хорошо, что в отличие от предыдущих лет, за панихидой сразу последовал митинг, на котором вновь, но уже не в сакральном облачении присутствовал епископ – уже как один из народа, да с особым служением, но такой же, как все. Митинг начался фрагментом знаменитой речи Левитана – о нападении германских войск на нашу Родину. Далее слова руководителей района и города, и – слово Владыки.

Это напомнило обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) к пастве 22 июня 1941 года. Приведу его полностью, т.к. этот документ весьма актуален:

«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорчённого не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится ещё и лукавыми соображениями насчёт возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путём самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнью свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.

Вспомним благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует победу.»

Разве это не актуально? Не современно?! И удивительно ярко, по народному проиллюстрировала это в своей речи председатель Совета ветеранов М.С. Гусакова: как предавали нас американцы своим фальшивым ленд-лизом, как картавые поляки ищут своих мифических жертв НКВД… Голос ветеранов прозвучал, как тропарь мученикам войны, как acta martyum – мученические акты с обличением мучителей.

22 июня – стал не просто Днём памяти и скорби, он стал продолжением того далёкого Воскресенья 1941 года, когда Церковь поминала всех святых в Земле Российской просиявших, а народ начал приносить великую воскрешающую Жертву!

С.Е.Сёмкин

 

 

Теги:

Один отзыв на «День памяти и скорби»

  1. Автор: Козельчанин на 24 Июн 2015

    Традиционная “Свеча памяти” забыта? 

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.