17 июля – Царский день России

19 Июл 2016 |

В этом году 17 июля совпало с воскресным днём. В Козельске и Козельской епархии этот день был отмечен несколькими церковными и церковно-историческими мероприятиями. Начался он, естественно, с богослужений во всех храмах епархии. После литургии от Оптиной двинулся традиционный крестный ход. Покаянный крестный ход в память о страстотерпце Государе Николае Александровиче и его Августейшем семействе организовывается козельским казачество и Козельской епархией уже не первый год.

При подготовке крестного хода организаторы, к сожалению, столкнулись с неожиданными трудностями. В администрации города появились новые сотрудники. Видимо они были не в курсе уже сложившийся в Козельске традиции Царского крестного хода. Испуганные (чем – непонятно) бюрократы первое что делают – пытаются переложить ответственность (за что – они и сами не понимают) на других. Было заявлено, что разрешения на проведения крестного хода дать не могут (как будто бы оно нужно?), т.к. дорого принадлежит министерству дорожного строительства(?!). Каково? Оказывается, чтобы ходить или ездить по дорогам нужно разрешение министерства дорожного строительства. Поднимите руку те, кто его получал? – Вот только вы теперь и будете ездить по дорогам. А остальные, в том числе и удачно прикинувшиеся идиотами чиновники, – дома сидите! Ну да ладно, у казаков хватило милосердия не обижаться на больных медвежьей болезнью бюрократов. Крестный ход состоялся.

Надо сказать, что благочестивая традиция козельского казачества – крестный ход вокруг города – уникальна. Понятно, что Москву, например, за один день не обойдёшь, но среди малых городов, а особенно городов воинской славы, – Козельск в очередной раз показал пример истинно духовного отношения к русской истории, к памяти русского Государя. Спасибо казакам и козельском духовенству.

В этот же день вечером на площади близ Преображенского храма села Нижние Прыски состоялось мероприятие, посвящённое 115-летию посещения села Великим князем Константином Константиновичем Романовым, известным также как поэт КР. Вечер был организован клириками храма – иереем Симеоном и диаконом Тихоном Худяковыми – внуками почётного настоятеля храма протоиерея Леонтия.

Литературно-музыкальная композиция включала  стихи и романсы на слова КР, рассказ о его значении для русской истории и культуры, о пребывании его и его семейства в Н.Прысках в 1901 году, а также народных песнопений, в основном казачьих песен, исполненных хором храма, под управлением о. Симеона. Вечер закончился пеним гимна Российской Империи «Боже Царя храни» и великолепным салютом.

Открыл вечер о. Тихон, напомнив собравшимся жителям села и гостям, что 115 лет назад в барском доме имения Кашкиных в селе Н.Прыски более полугода жил со своим семейством дядя Государя Императора Николая II выдающийся русский поэт и переводчик, президент Российской Академии наук, внесший значительный вклад в русскую словесность – Великий князь Константин Константинович Романов – поэт КР. Набожное семейство Великого князя посещало Оптину, молилось в прысковском храме, бывало и в Козельске. О.Тихон также поведал собранию о трагической судьбе семьи Великого князя – пламенного патриота России. После жизни в «Милых Прысках» (так назвал Великий Князь Прыски в своих дневниках), во время Первой мировой войны семью настигло первое несчастье. От полученных ран в прифронтовом госпитале умирает один из сыновей Константина Константиновича. Незадолго до кончины его переносили на носилках, и он, предчувствуя смерть, попросил его нести не спеша, чтобы проходящие мимо войска видели его – «Пусть солдаты видят, что и Романовы умирают за Россию!» – таковы были слова героя. Вслед за сыном уходит из жизни и сам Константин Константинович – сердце отца не перенесло горя.

Второй сын Великого князя, которого в семье ласково называли – Иоанчик, Иван Константинович окончил свою жизнь мученически в стволе алапаевской шахты, куда его сбросили живьём вместе с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной и другими Романовыми. Ещё некоторое время из шахты доносилось пение молитв, пока озверевшие палачи не закидали шахту гранатами. Таким образом, в семье Великого князя были и мученики, и герои. Младшая дочь князя окончила жизнь настоятельницей  Гефсиманской обители в Иерусалиме игуменией Тамарой.

Но не только скорбные мотивы звучали этим вечером, но и прекрасные стихи поэта КР, которые читали актриса Анастасия Макарова и член КОРЛ Сергей Сёмкин под аккомпанемент Элины Качаловой. Романсы на стихи КР, а также казачьи песни исполнил великолепный гитарист Олег Бойко. Спела несколько романсов и жительница Н.Прысок Екатерина Юрель. Со вниманием и благодарностью прослушали собравшиеся сообщение  секретаря КОРЛ Г.Э.Гороховой о значении КР для русской культуры и краеведческое эссе Н.А.Семёновой о пребывании Великого князя в Прысках.

Встреча прошла в атмосфере почти семейной: гости прихода пили чай с пирожками, а дети играли на замечательной детской площадке при храме.

Приход Преображенского храма Н.Прысок давно стал центром не только духовной жизни Козельской епархии, где людей принимает её старейший клирик о. Леонтий, но и культурным центром как для жителей села, так для Козельска и всего Козельского района. Помогай Бог всем тем, кто делает эти добрые дела во славу Господа нашего и на пользу и радость русским людям.

Калужская

18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Елизаветы Феодоровны в Козельск была принесена Калужская икона Божией матери. В Успенском соборе духовенство Козельской епархии отслужило торжественную литургию и молебен с акафистом. В 14-30 козельцы простились с иконой. Она была перевезена в Клыковский монастырь.

С.Е.Сёмкин

Теги: , ,

комментария 2 на «17 июля – Царский день России»

  1. Автор: местный на 25 Июл 2016

    Сергей Евгеньевич, давно хотелось спросить: почему козельцы, а не козельчане?

  2. Автор: С.Тесмин на 25 Июл 2016

    Исторически жители города именовались по разному: в летописях — козляне. Что весьма точно. Аналогично — куряне, смоляне. В классических исторических сочинениях, например у Татищева, встречаем — “козельцы учинили прежестокий бой”. Словообразование “козельцы” от Козельска равносильно Воротынск — воротынцы. Вы встречали воротыскчане? Только если в документах тамошней администрации. В то же время словоупотребление с суффиксом “чане” относится к городам на “ец”. Смотри также у Рябова http://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-08-50-49/61-2011-01-25-17-39-15

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.