СТАРЦУ АМВРОСИЮ – 200 лет

06 Дек 2012 |

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского. Он был причислен к лику святых первым из Оптинских старцев на Помест­ном Соборе Русской Православной Церкви 6-9 июня1988 г.: «Старец Амвросий канонизирован за святость жизни и явленные ею добродетели: смирения, заботы о ближних, прозорливости и чудотворения. Основанием также является непрекра­щающееся почитание его народом церковным, который чтит своего старца как великого подвижника, имеющего большое дерзновение перед Богом».

Заметки козельского экскурсовода

 Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще. Преподобный Амвросий Оптинский

Более 150 лет тому назад старец Амвросий писал в одном письме: « В настоящее время – неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитого самолюбия» (стр.136)*. Что же сказал бы он – о нынешнем времени, о нас?

Проводя экскурсии по Оптиной и Шамордино убеждаешься в том, что рассказ  о дивной личности старца, встреча с местами, где он жил и подвизался беспримерным своим подвигом помогает людям проститься с привычными им заблуждениями, успокоить бродящие умы, обрести иное, выходящее за рамки современных стереотипов  христианское миропонимание.

В современной системе ценностей лидирует  здоровье. Оно – на первом месте среди благопожеланий в дни торжеств и юбилеев, ему служат бесчисленные системы диет и оздоровительных  комплексов. Возникла даже откровенно циничная формула: «Главное – здоровье, остальное – купим!» Один паломник после разговора о том, каким тяжело больным человеком, по сути – инвалидом, был старец Амвросий, сказал: «Думается, житие присноболящего старца – это всем нам, живущим в следующем после него бездуховном веке,  указание на подлинное место плотского здоровья. Инвалид, без всякого здоровья – а богатырь духовный!»

Когда время для рассказа позволяет – стараешься подробнее поведать о болезнях старца, из-за которых он как священник вышел за штат: служить не мог. Тяжелые нарушения пищеварения (ел только протёртое – но всё равно рвота, проблемы с кишечником). Постоянно  лихорадочное состояние с  испариной (приходилось много раз переодевать нательное бельё и носки, при температуре меньше 15 градусов – быстрые простуды). Ранняя потеря зубов. Сильные геморроидальные кровотечения. Неудачное сращивание кости после перелома руки. Старец еле ходил, по большей части лежал или полулежал. И вот при таком «здоровье» – тридцать лет практически ежедневного (он передышки имел всего лишь 5-6 дней в году!) приёма целых толп людей, обширной переписки, трудов по окормлению Шамординского и других монастырей.

Не раз приходилось видеть, рассказывая об этом близ домика старца в скиту, как люди изумляются этому явному чуду победы духа над плотью, как их лица меняются, озаряясь внутренним светом. Так что не всегда верно, что не место красит человека – наши святые места чудесно украшают и души, и лица! Некоторые не сдерживают слёз: видно, что это плач одновременно и о тяготах старца, и о своём недостоинстве. А однажды после такого рассказа одна женщина у всей группы, с которой приехала, – стала просить прощения, кланяясь в пояс. Будучи слабого здоровья и  в постоянном ропоте и саможалении из-за этого – она привыкла требовать от окружающих особого внимания, постоянных услуг. Также и в автобусе,  во время поездки в Оптину пустынь, она сумела большинство своих спутников озадачить своим  состоянием: то громко ворчала на некоторые неудобства, то требовала делать остановки, то забрасывала соседей ненужными вопросами.

А здесь,  перед небольшой скитской колокольней, после разговора о старце и его нездоровье, она  словно увидела себя со стороны – и ужаснулась. Невольно вспомнились слова самого старца о том, что для покаяния вовсе не всегда нужны годы и месяцы – порой достаточно и  одного мгновения.

Старая Оптина. Мост через Жиздру

Многие афоризмы и притчи старца, благодатно одарённого живым и острым словом, сейчас известны многим. «Жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем – моё почтение!» «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного!» «Уныние – это та же лень, только ещё хуже!»  При цитировании  – часто слова старца не просто узнаются, а тихо хором подхватываются. Зная это, всё чаще в ходе экскурсий вспоминаем менее известные отрывки из  его писем.

Особенно помогает обращение к письмам старца, когда встречаешься с довольно расхожим представлением о том, что вера должна давать человеку покой. В наш век, когда  потребительство стало и мировоззрением, и образом жизни, нередко и в сфере религиозной  видим мы вовсе не обращение ко Христу и Его святой Церкви, а поиск удовлетворения своих потребностей. Многих влечёт вовсе не жизнь по Богу – а обретение личного покоя,  гарантий успешности затеваемых дел и предприятий. Не раз приходилось слышать примерно такое: « Я вот и пощусь, и молюсь, и в храм хожу – а что толку? Как не было  покоя в душе, так и нет!» И , прямо скажем, далеко не всех радуют слова старца Амвросия о том, что «покой – награда за исполнение заповедей», ведь покой – это не просто затихание волнений в душе, это « мир с Богом, с ближним, с самим собой» . Не единожды в своих письмах старец цитировал преп. Петра Дамаскина о том, что «пока христианин живёт на земле спасение его… находится между страхом и надеждою».  И он пишет кому-то, а адресовать это можно многим: «А ты всё ищешь полного удовлетворения на земле, и притом от места и людей, тогда как Сам Господь глаголет в Евангелии «В мире скорбны будете». В другом письме старец  вспоминает, что «св. Исаак Сирин прямо говорит, что не дух Божий живёт в любящих покой и отрадную жизнь, а дух мира». «Без мысленной борьбы и без недоумений и недоразумений ни в каком месте пробыть нельзя. Вполне удовлетворительное состояние может быть получено только в будущем веке правоверными и кающимися и смиряющимися». Не раз старец подчёркивал, что «безпокойство и смущение наше происходит не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения». Старец  советовал не только не искать покоя, но и настороженно относиться к своим душевным состояниям: «Спокойного духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславные и самомнительные помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовные чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои..» Он учил видеть несомненную пользу для души в преодолении внушаемых врагом беспокойств: «Один брат спросил другого: кто тебя научил молитве Иисусовой? — А тот отвечал: бесы. — Да как же так? — Да, так, они беспокоили меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, так и привык!»

В последнее время, на фоне нарастания активности антицерковных сил, роста кощунственных  выходок случается слышать критические, а то и просто злобные слова в адрес нашей Матери-Церкви. Критика эта, как и злоба – вполне в духе печально известного письма деятелей культуры, которые, по сути, требуют от церкви поощрения содомской вседозволенности, а некоторые из них даже высказывают  своё разочарование в Православии: « Мы, мол, думали, здесь любовь – а здесь  признают наказания – значит, не прощают!» При высказывании подобных мнений –  прибегаю к  ссылкам на  письмо старца, написанное им человеку, обеспокоенному тем, что его брат «думает любить всех безразлично, так равно и турок, и язычников».  Старец пишет: похоже, что ваш брат попал в секту индефферентистов, которые учат: веруй как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индефферентисты думают утверждать своё мнение на учении Иоанна Богослова. Но в его писаниях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому св. Иоанн и предупреждает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи…»  А далее любивший добрую шутку старец говорит: « если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему – и получишь хорошую должность в окружном суде или даже в судебной палате; поверил ли бы ваш брат этому? Подобно должно рассуждать и о том, что невозможно иметь Духа Христова тому, кто не имеет правильного и истинного ведения догматов веры христианской.» Порой те, кто берётся « с порога» рассуждать, что должна и что не должна наша Мать-Церковь (а таких сейчас «тьмы и тьмы»!) – после этих слов старца либо задумываются, либо и вовсе отказываются от своих поспешных и невежественных  суждений.

Старая Оптина. Ловля рыбы на Жиздре

Иногда напоминаю гостям монастыря, что за десятилетие до кончины старца Амвросия был убит Император Александр Второй. Тогда тоже раздавались голоса, требовавшие прощения террористов –  к помилованию убийц призвал в публичной лекции и известный философ Владимир Соловьёв. А вот старец в письме, написанном через  пару недель после убийства Государя, прозорливо  пишет: «Господь попустил Александру II умереть мученическою кончиною, но силен Он подать помощь свыше  Александру III – переловить злодеев, заражённых духов антихристовым.» (с.38) Он называет нигилистов и цареубийц предтечами антихристовыми.

Уже не одно поколение воспитано на материализме, атеизме (а теперь уж – и вовсе на цинизме), отрицающими всякую духовную реальность, не только Царство Небесное, но и демонический мир. Особенно грустно – за старшее поколение, за отцов-победителей, воевавших с немецко-фашистским нашествием: многие из них искренно считали, что Бога не может быть – потому что в мире есть зло. Видимо, незнание  природы зла встречалось и во времена старца Амвросия. Известно, что как-то пришёл к нему господин, не веривший в существование бесов. А батюшка рассказал ему целую историю: «Приезжает один барин в гости к знакомым. Сам выбирает себе комнату для ночлега. Ему говорят, что там не надо спать, что там нечисть водится. Он же посмеялся над этим и лёг там. Ночью кто-то стал дуть ему прямо в лысину. Он укрылся с головой одеялом – а этот «кто-то» перешёл  к ногам и сел на постели. Испугавшись, гость бросился бежать, уверившись собственным опытом в существовании тёмной силы». Но и после этого рассказа приехавший господин стоял на своём: «Воля ваша, батюшка, а я всё же не понимаю, что это за бесы». Старец на это ответил: « Ведь и математику не все понимают, а она существует». А потом добавил: « как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел бесам войти в стало свиней?» Господин возразил старцу: «Но это же – иносказательно!» Старец продолжил: « Стало быть, и свиньи – иносказательны, и свиней не существует!»

Однажды после рассказа об этой беседе старца мы с группой шли от скита к основной территории монастыря. По дороге один из приехавших, недобро улыбаясь, заявил мне: « Все эти ваши старцы да батюшки дурят вас байками про бесов, да про ад, да про всякую тёмную силу. А вам это нравится – потому что есть чем оправдать себя, свои глупости и ошибки, именуемые  у вас грехами. Так называемые неверующие – честные люди, они сами за себя отвечают, и своё зло им не на кого свалить!» Пришлось напомнить ему, что я всего лишь гид, и что духовные вопросы надо обсуждать не на бегу и не с экскурсоводами. Вскоре мы уже ходили по Оптиной – говорили про  устройство обители, про храмы, про монастырское хозяйство. А потом – подошли к часовне над могилами убиенных монахов. Группа стала полукругом перед часовней, я приготовилась  продолжать. И тут из часовни раздался жуткий, нечеловеческий крик, который мог издавать только одержимый нечистым духом. Все оцепенели, а недавний «ниспровергатель» стал белый, как полотно, а потом с трудом произнёс: «Даа… видно ваш старец всё слышит – быстро  позаботился, чтобы меня вразумить!»

Старец не раз отмечал, что «зло не стоит в одном положении, а обыкновенно возрастает и прибавляется» (с. 154) Так что нельзя встретить у него  призывов  ни  ко всепрощению, ни к непротивленчеству. Не раз он разоблачал так называемые «добрые дела» или даже «христианские дела» как лицемерные и неверные, если речь шла о человекоугодии или своевольной поспешности. Старец видел, что некоторые в своём самооправдании даже обвиняют Бога, что Он не удержал их от зла (с.135). Будучи побеждены «грубыми наслаждениями временной жизни», такие люди «притворяются непонимающими, для чего Бог создал человека со свободною волею». Таким он напоминал: «Сперва уклонись от зла – а потом сотвори благо». Эти слова из 33 псалма старец приводит в нескольких письмах, где разоблачает самочинные затеи. А «под христианскими делами разумеется исполнение животворящих заповедей Божиих, коими исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела» (с. 144). Вера без дел – мертва, но дела, не опирающиеся на сердце, трудящееся для Христа – непрочны, ибо Богу неугодны. В одном из писем старца говорится:  «Всем верующим христианам даётся в таинстве крещения сила попирать зло и творить добро, при посредстве исполнения Евангельских заповедей, и никто уж не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадящих о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предаётся грехам» (с. 97)

О беспечности, не радеющей о спасении души, не борющейся со злом и в себе, и вовне старец говорил так: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить  говоря: “До нас ещё не скоро дойдут”».  Известны и такие его слова: «Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: “Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!” А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: “Не спихни!”».

Всё чаще стало встречаться такое явление, которое можно называть «старцеискательством». В ходе экскурсий порой встречаешься с тем, что совсем недавно вступившие на путь веры люди жаждут исключительно старческого руководства, и после рассказа об  Амвросии вздыхают и сетуют – «Вот, мол, нам бы такого! А разве они теперь есть? Очень их мало, к ним не попасть – вот мы и прозябаем во грехах! И как же спасаться?!» Однажды при таких речах мимо проходил один  монах. Он остановился и напомнил: « А вот сам старец Амвросий не ждал старцев и чудотворцев. Он как-то гулял в лесу и услышал в журчании ручья – словно призыв «Хвалите Бога! Храните Бога!» И это помогло ему преодолеть свою тогдашнюю нерешительность. Ведь он дал в болезни обет уйти в монастырь, если выздоровеет – но целых четыре года, как он сам говорил, «всё жался». А после этого – всё же исполнил свой обет. Только после того, как его собственная воля повернулась в нужном направлении – ему было дано встретить старцев Иллариона Троекуровского, оптинцев Льва и Макария. Ведь Бог говорит с нами всеми обстоятельствами и впечатлениями жизни – надо уметь слышать Его, как старец Амвросий услышал Божий  призыв в звучании ручья! Недаром он сам потом советовал: «Иди куда поведут, смотри – что покажут и всё время «Слава Богу за всё!» Внимание к  собственной жизни открывает нам – как и куда ведёт нас Господь!»

Монах пошёл дальше, а одна из приехавших в тот день женщин – поведала следующее. Уже будучи средних лет, она всё ещё была  далека от веры и Церкви. Работа и семья заполняли всё в её душе. Работала в одном учреждении, где через неё проходило много документации. В конце рабочего дня приходилось всякий раз наводить порядок на своём рабочем столе, густо заставленном папками и кипами бумаг. Всегда любившая порядок, аккуратная и даже педантичная, она бывала особенно внимательна к этой процедуре в конце дня: ведь этот порядок – служил основой нормального рабочего ритма следующего дня. И вот как-то зимним вечером вдруг всё стало валиться у неё из рук, папки перепутались – а все бумаги, ещё не разложенные по папкам, почему-то веером разлетелись в разные стороны и оказались на полу. Никогда такого с ней не случалось. Присев на корточки и собирая непослушные листы, она вдруг явственно увидела, что у неё в душе – вот такое же нагромождение дум, впечатлений, воспоминаний … и больше ничего!  Уронив на пол только что подобранные бумаги – она села на стул, на минуту задумалась… и ей почему-то  стало совершенно очевидно, что Бог ищет своего места в её душе – и не находит! Это переживание стало главным внутренним поворотом в её жизни – ко Господу и Его Церкви!

Когда-то К.Леонтьев, незадолго до кончины постриженный в монашество по благословению старца Амвросия, сказал так: « В Оптиной видишь в сокращении целую современную Россию и понимаешь – как она богата!..» Ныне, в возрождённой Оптиной видишь также  и то, как тяжек исторический путь России, какими многими болезнями она больна, как врачует   Оптина  души наших современников. Недаром всё чаще слышишь, что едут сюда – для реанимации души! Об этом возрождении, обновлении душ людских в благословенной обители  говорится и в Акафисте старцам : «Предстательством вашим у Царя Царствующих Обители Оптинской узревше возрождение, чаем и храма души обновление улучити!»

*Цитаты даны из Собрания писем преподобного Амвросия Старца Оптинского, издание Свято-Введенской Оптиной пустыни 1997 год

Г.Э.Горохова

 

Теги: ,

Ваш отзыв

Если Вы человек - просто поставьте галочку.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.