ПОДРОБНЕЕ :::: КОЗЕЛЬСК

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Козельск в Интренете
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Из доклада заведующей отделом образования Т.Д. СУМЕНКОВОЙ

Уважаемые коллеги!
На протяжении последних лет образование не на словах, а на деле стало приоритетным направлением в государственной политике региона. Приоритетные направления развития отечественного образования, утверждённые Правительством Российской Федерации, определили курс на создание условий для того, чтобы включить образование в процесс повышения благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, что обещает устойчивое социально-экономическое развитие страны. В области и районе эти задачи привели к конкретным действиям, так как образование не может отступать от уровня поставленных задач, оно должно соответствовать запросам в высококвалифицированных кадрах, чему и способствует образовательная сфера. В решение этих задач включился и наш район.
Всегда актуальной остаётся проблема качества образования школьников. Система образования, сложившаяся в районе, позволяет учащимся достигать высокого уровня обученности, успешно конкурировать с выпускниками из других регионов России. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ.
В минувшем учебном году 412 выпускников получили аттестаты о среднем образовании, из них 12 награждены золотой медалью, 24 - серебряной. Отрадно отметить, что трое медалистов в сельских школах: Волконской и Каменской - золотые, Киреевской - серебряный. Некоторые медалисты проверили себя на ЕГЭ и подтвердили свои пятёрки. Елена Шилова из Каменской СОШ поступила в МГУ, а Мария Кондрахина из Волконской СОШ поступила сразу в три вуза и выбрала медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Всего в ЕГЭ участвовали 213 из 412 выпускников.
Второй год выпускникам дана возможность выбора формы итоговой аттестации - ЕГЭ или традиционная по любому предмету. Одиннадцатиклассники предпочитают традиционную форму. Только 34% выпускников сдавали русский язык в форме ЕГЭ, 22% - математику, 7% - физику.
По русскому языку лучшие результаты показали выпускники Каменской СОШ, Киреевской СОШ, ССОШ №2, ССОШ №1, Подборской школы-интерната; по математике - Сосенской СОШ №2, Киреевской СОШ, Березичской СОШ, Каменской СОШ. Учащиеся Киреевской СОШ и Каменской СОШ не получили на ЕГЭ ни одной тройки. Никто из выпускников сельских школ не получил на ЕГЭ двоек. Эти факты говорят о качестве образования как городских, так и сельских школьников. По городским школам из 83 учащихся, сдававших математику, только два человека получили двойки. По другим предметам двоек нет совсем.
На экзаменах в форме ЕГЭ оценок 4 и 5 по русскому языку - 66%, по математике - 77%. Интересно заметить, что из тех, кто сдавал математику в традиционной форме, только 74% получили хорошие оценки. За этими результатами стоит напряжённый труд учителя и учащегося. Надо отметить, что в этому году впервые участвовали в ЕГЭ студенты Сосенского и Козельского техникумов, а также двое выпускников прошлых лет.
Наряду с положительными результатами ЕГЭ растёт число школ и учащихся, принимающих участие в районных и областных олимпиадах. 519 учащиеся из 16 школ (в прошлом году 14) участвовали в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Больше всего по математике - 51 человек, по физике - 44, по обществознанию - 43. 47 призовых мест заняла Сосенская СОШ №2, 45 - Козельская СОШ №3, по 22 места Козельская СОШ №1 и Сосенская СОШ №1. Это свидетельствует о том, что в образовательных учреждениях ведётся целенаправленная работа по углубленному изучению предметов, совершенствуется система отбора школьников, что способствует высоким показателям на областном этапе олимпиад. Из 57 участников областного тура 17 призовых мест получили учащиеся нашего района, уступая Обнинску (33), Калуге (89). Это заслуга Александра Владимировича Захарова - учителя обществознания КСОШ №3, Алевтины Сергеевны Карповой - учителя обществознания ССОШ №2, Юлии Валерьевны Беловой - учителя русского языка и литературы КСОШ №3, Ольги Владимировны Кошелевой - учителя биологии и экологии ССОШ №2, Олеси Викторовны Ганчевой - учителя биологии КСОШ №1, Людмилы Михайловны Марченко - учителя биологии КСОШ №2, Ивана Николаевича Изотова - учителя технологии Козельской СОШ №1, Елены Ивановны Посполита - учителя технологии ССОШ №2, Николая Ивановича Синошина - учителя физкультуры ССОШ №1, Светланы Борисовны Супрун - учителя физики ССОШ №2, Валентины Викторовны Кулюкиной - учителя русского языка КСОШ №3, Светланы Ивановны Зелениной - учителя химии КСОШ №3, Людмилы Геннадьевны Катаевой - учителя химии ССОШ №2, Ирины Владиславовны Гыренковой - учителя химии КСОШ №3.
Говоря о старшем звене учащихся, об их достижениях, надо отдать должное начальной школе, так как базу для старшеклассников закладывают учителя начальных классов. Они также проводят олимпиады, даже районную по математике. В этом году в олимпиаде «Юные дарования» приняли участие 17 человек из из всех городских школ, Чернышенской ООШ, Нижнепрысковской ООШ, православной гимназии. 1-е и 2-е места заняла Козельская СОШ №3, 3-е - Сосенская СОШ №2 (учителя Т.М. Филонова, Н.Ф. Захаренкова, Л.Г. Цыганова, Е.В. Першина). Высокие результаты были получены при аттестации учащихся четвертых классов. Это также заслуга учителей. Кадровый потенциал начальной школы характеризуется высоким профессиональным уровнем, что позволяет давать высокое качество знаний.
Прошло пять лет, как школы района проходили аттестацию. В ходе ее рассматривались вопросы соответствия уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов, выполнению программ. По соглашению с министерством образования, культуры и спорта Калужской области отделом образования в минувшем учебном году была проведена аттестация в 14 образовательных учреждениях района. Учащиеся Сосенской №2, Березичской, Дешовской, Слаговищенской и Плюсковской СОШ показали высокие результаты. По итогам аттестации школ было выявлено, что все школы имеют грамотную нормативно-правовую базу, обеспечены педагогическим кадрами, организована внеурочная занятость, принимаются меры по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения. Во всех сельских школах и частично городских организовано горячее питание. В основном все учащиеся в ходе аттестации подтвердили знания в пределах государственных образовательных стандартов в соответствии с Положением об аттестации. Следует отметить ослабление контроля за образовательным процессом в Попелевской СОШ и Нижнепрысковской ООШ.
Коллективы школ успешно принимают участие в освоении новых информационных технологий и готовятся к переходу с 2006-2007 учебного года на предпрофильное обучение.
В связи с реализацией проекта Правительства Российской Федерации и Всемирного банка развития «Информатизация системы образования» в декабре 2005 года на базе Сосенской СОШ №1 открыт межшкольный методический центр. Он оснащён техникой последнего поколения, что позволяет максимально приблизить к месту работы учителей и школьников новые образовательные технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов, организовать учёбу учителей. На базе центра прошли переподготовку учителя математики, истории, русского языка, директора школ района (посленим после обучения выданы ноутбуки). Почти все городские школы подключены к сети Интернет.
Какие бы перспективные программы развития отрасли образования мы ни разрабатывали, какие бы законы ни принимали, если они не будут восприняты вами, учителями, всё останется на бумаге. В ваших руках завтрашний день страны. Вот почему поддержка учителя, забота об его материальном благополучии и профессиональном росте не выходит из поля зрения государства, администрации области и района. В условиях изменений, происходящих в современной системе образования, особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования. Районный методкабинет является одним из главных звеньев в этой системе. В 2005-2006 учебном году курсы повышения квалификации на базе КОИПКРО прошли 8 директоров школ района, учителя химии, биологии, начальных классов, физкультуры, всего 206 работников образования.
В течение года на базе образовательных учреждений методический кабинет проводил семинарские занятия. Например, в декабре на базе БММЦ - семинар директоров школ по теме «Формирование образовательного информационного пространства через ИКТ - компетенцию педагогов», выездной семинар в Калуге по теме «Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы: опыт, проблемы, перспективы», семинар по духовно-нравственному воспитанию школьников на базе КСОШ №2 и т.д.
Разностороннюю методическую работу проводит БММЦ. Заведует им Галина Николаевна Дмитрова. Со своим коллективом она взяла большую дополнительную нагрузку и успешно с ней справляется. Центром выпущены альманахи «Базовый межшкольный методический центр» №1; «Вестник центра» №2 и №3.
Более десятка лет в районе работают традиционные методические объединения. Руководят ими в основном учителя высшей категории. На своих заседаниях они работают над проблемами, связанными с активным ростом инновационных процессов и качеством образования.
В 2005-2006 учебном году Правительством России был объявлен приоритетный национальный проект «Образование». В его осуществление включился и наш район. Под действие положения нацпроекта, касающегося дополнительной оплаты, попал 291 классный руководитель. В конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, участвовали Дешовская СОШ, набравшая 47 баллов (победитель 48), Сосенская СОШ №2 - 56 баллов, Козельская СОШ №3 - 55 баллов (победители от 74 до 87).
Если рассматривать критерии оценки, то возникают некоторые вопросы. Например, 0 баллов, поставленных Сосенской СОШ №2 за создание условий для сохранения здоровья учащихся. Конечно, это не так, но в документах не было достаточно чётко отражено. Я надеюсь, что в следующем году у нас всё получится. Тем не менее школы - участники конкурса получат в качестве вознаграждения методическое оборудование.
Приятно сознавать, что среди лучших учителей России названы Светлана Ивановна Зеленина - учитель химии высшей категории Козельской СОШ №3, Алевтина Сергеевна Карпова - учитель истории и обществознания высшей категории Сосенской СОШ №2, Владимир Григорьевич Захаренков - учитель информатики высшей категории Козельской СОШ №3. Вместе с денежным вознаграждением они получат комплект информационно-вычислительной техники для работы в школе.
На областном уровне наш район достойно представляли Татьяна Владимировна Морозова, учитель русского языка и литературы высшей категории Козельской СОШ №3, участник областного конкурса «Учитель года-2006», и Светлана Николаевна Баранова, учитель математики I категории Козельской СОШ №3, лауреат областного конкурса 2006 г. «Самый классный классный», занявшая 2-е место. Из всего этого виден положительный рост профессионализма педагогических кадров и успех инновационной деятельности школ.
Из 462 педагогических работников района высшую категорию имеют 81 человек (22%), I категорию - 153 человека (42%), II категорию - 134 человека (36%).
Анализ современных проблем отрасли и их решение невозможны без учета демографических процессов, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в образовании. Это ощущается по набору в 1-й класс. За последние пять лет количество учащихся сократилось до 4000 человек.
Рассматривая основные вопросы школ, нельзя обойти вниманием дошкольные образовательные учреждения. Их сегодня в районе 14 (12 муниципальных и 2 ведомственных). Работают в этой системе 194 педагога. Главными задачами ДОУ являются сохранение здоровья детей, охрана жизни и обеспечение доступности дошкольного образования всем слоям населения. Для этого с 1 сентября на базах Каменской, Волконской, Киреевской, Дешовской, Козельской №4, Сосенской №1средних общеобразовательных школ будут открыты группы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), не посещающих детский сад, для выравнивания стартовых возможностей при поступлении в школу. Дети будут посещать образовательные учреждения 5 раз в неделю по 3,5 часа в день. Работа этих групп будет для родителей бесплатной.
В ДОУ продолжают работу методические объединения (их 6). Особенно хочется отметить работу РМО воспитателей логопедических групп (руководитель воспитатель детского сада «Ладушки» Валентина Тимофеевна Ольховик), РМО воспитателей раннего возраста (руководитель Татьяна Ивановна Соловей), РМО инструкторов по физической культуре (руководитель Наталья Викторовна Червякова), РМО логопедов (руководитель Оксана Николаевна Нестерова). На базах ДОУ проводятся семинарские занятия. Так, в детском саду «Красная Шапочка» (заведующая Галина Антоновна Лукасевич) прошёл семинар по развитию речи детей. Опыт работы детского сада по этой теме будет обобщён и использован в ДОУ района. ДОУ детский сад «Ёлочка» г. Сосенского участвовало во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Мир диких животных». В нем приняли участие 7216 детей из 41 региона России. Детский сад «Ёлочка» в возрастной категории от 5 до 6 лет занял третье место и получил диплом. Организаторы конкурса предложили поучаствовать в следующем туре, и коллектив детского сада откликнулся на это предложение.
Традиционно в каждом ДОУ проводится изучение уровня заболеваемости детей - число дней, пропущенных по болезни одним ребёнком. В последние годы этот показатель стабилизировался. Способствует этому проведение профилактических мероприятий, внедрение в практику современных здоровьесберегающих программ и педагогических технологий, выполнение натуральных норм питания, летняя оздоровительная кампания.
В этом учебном году перед дошкольными образовательными учреждениями стоит большая задача - пройти аттестацию на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов, установление соответствия содержания качества обучения и воспитания.
В силу известных событий особое беспокойство вызывает безопасность детей. Образовательные учреждения приняли меры по созданию условий противопожарной безопасности и защищённости от террористических актов. В каждом отрабатываются навыки поведения детей в сложных и экстремальных ситуациях, созданы паспорта безопасности. Образовательные учреждения обеспечены огнетушителями, а согласно облакстной противопожарной программе, которая с 2007 года будет финансироваться на паритетных началах с районом, разработан план мероприятий, где предусмотрена установка тревожных кнопок, пропитка чердачных перекрытий, установка сигнализации.
Вопросы, рассматриваемые образованием, многогранны. Если взять любое образовательное учреждение, то можно говорить часами. Но хочу остановиться на работе дополнительного образования, так как она поставлена в районе на уровне и направлена на развитие и занятость детей по интересам.
В 2005-2006 учебном году образовательные учреждения района проводили работу по программе здорового образа жизни и совершенствования спортивно-массовой работы среди учащихся, по выявлению и подготовке перспективных спортсменов для сборных команд района. Продолжали традиции по проведению Дней здоровья, по лыжным гонкам, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, туризму с привлечением массового количества школьников. Дни здоровья прошли под девизом «За физическое совершенство, молодость и здоровье учащихся».
Министерством образования, культуры и спорта продолжена работа по обеспечению образовательных учреждений спортивным инвентарем, в частности школы получили баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи.
Традиционно в образовательных учреждениях проходит общешкольная спартакиада по различным видам спорта. На первом этапе в ней приняли участие около 3500 учащихся по 15 видам спорта.
В районной спартакиаде школьников участвовали 20 образовательных учреждений. Соревнования прошли по 7 видам спорта, в них приняли участие 926 человек. Наиболее массово прошли соревнования по лыжным гонкам, легкой атлетике, футболу, настольному теннису. Во всех видах программы участвовали все козельские и сосенские СОШ, Березичская, Попелевская, Каменская, Волконская, Подборская СОШ. Финальные районные соревнования показали высокий уровень подготовки участников и команд, особенно в таких видах спорта, как баскетбол, настольный теннис, футбол. В процессе проведения спартакиады 74% учащихся выполнили юношеские разряды.
В 2005-2006 учебном году областная спартакиада для нашего района была успешной. В общекомандных соревнованиях мы заняли 3-е место и награждены комплектом спортивного инвентаря стоимостью 30 тысяч рублей (в прошлом учебном году мы были только тринадцатыми). В областной спартакиаде наш район принял участие во всех видах программы, особенно хорошие результаты показали по футболу - 1-е место, настольному теннису - 2-е место, баскетболу - 2-е место (юноши и девушки). Большая заслуга в этом учителей физкультуры В.А. Павлюка, Е.Н. Цукерник (ССШ №2), К.И. Синошина, Е.Н. Кох (ССШ №1), В.Н. Потапушкина (Березичская СОШ), Ю.П. Титова (Каменская СОШ). Но особенно хочется отметить В.А. Павлюка.
Большая работа проводилась районным центром диагностики и консультирования. Деятельность центра была направлена на обеспечение психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса в педагогических учреждениях района. Проводились лекции, беседы, семинары, тренинговые занятия, были разработаны методические пособия. Диагностическая работа центра велась согласно запросам образовательных учреждений, плану работы на год, а результаты исследования использовались для работы классных руководителей, учителей-предметников, администрации ОУ. В течение года рассматривались такие вопросы, как адаптация первоклассников к школе (показатель уровня на селе выше, чем в городе), исследования склонности к реализации аддиктивного поведения среди учащихся (в сельских школах больше учащихся, относящихся к категории «не рискующие», поэтому в городских школах следует больше внимания уделять профилактической работе). Проводились психологические исследования при аттестации образовательных учреждений района. Вывод: участники образовательного процесса удовлетворены отношениями «ученик-ученик», «ученик-учитель», жизнедеятельностью в школе и классе. На базе центра постоянно проходят индивидуальные консультации специалистов. За прошедший год их дано 329, консультацию получили 290 детей и 39 взрослых. В центре работает молодой, работоспособный коллектив во главе с директором Л.В. Бахаевой.
Деятельность Дома детского творчества в прошедшем учебном году осуществлялась в режиме развития. Системное обучение ведется в 48 творческих объединениях, студиях, клубах. В них занимаются 1456 воспитанников в возрасте от 5 до 18 лет, это составляет 48% от общего числа школьников района.
Прошедший учебный год отличался стабильностью детского контингента. Отсюда и творческие достижения воспитанников и педагогов дополнительного образования: участие коллективов прикладного творчества (руководители В.В. Мирошина и Н.В. Славнова) в областной выставке «Лучший калужский сувенир»; победа коллективов «Василисушки» и «Забавушка» (руководители Н.М. Савотина, И.А. Фаронова) в областном фольклорном фестивале; победа коллективов конструирования и моделирования одежды (руководители Е.Г. Минаева и М.Н. Сафронова) в областном конкурсе мастеров декоративно-прикладного творчества.
Учреждение - активный участник регионального Космического фестиваля. Лучшие коллективы декоративно-прикладного творчества будут представлять учреждение дополнительного образования района на Всероссийском фестивале детского художественного творчества «Адрес детства - Россия». 3 сентября воспитанники клуба «Дизайн» вместе со своим педагогом Еленой Георгиевной Минаевой отправятся в круиз на теплоходе по «Золотому кольцу» России.
В октябре воспитанники объединения «Русская старина» Анна Чулкова и Максим Рыков (педагог Валентина Викторовна Мирошина) станут участниками Всероссийской выставки «Символы Отчизны» в Москве во Всероссийском Выставочном Центре.
В Доме детского творчества накоплен положительный опыт работы методической службы по повышению содержания учебно-воспитательного процесса. Качество дополнительного образования зависит от профессиональной авторской образовательной программы педагога. В учреждении работает 48 образовательных программ, срок их реализации от 2 до 7 лет. Особое место отводится профессионально ориентированным программам. В прошедшем учебном году образовательные программы «Возвращение к истокам» (автор В.В. Мирошина), «Долг - Памяти» (автор В.И. Матросов); «Театр на службу Отечеству» (автор Л.В. Мартьянова) стали лауреатами областного конкурса авторских программ дополнительного образования детей. По решению министерства образования, культуры и спорта Калужской области образовательная программа по керамике и народной глиняной игрушке Валентины Викторовны Мирошиной направлена на Всероссийский конкурс.
В учреждении практикуется такая форма, как защита лучшей образовательной программы перед началом учебного года. 28 августа в Доме детского творчества состоится защита программы «Долг - Памяти» по военной археологии и поисковой деятельности (автор педагог дополнительного образования Владимир Иванович Матросов) и открытие кабинета-музея истории поискового движения и боевой славы района.
Работая над расширением и совершенствованием образовательно-воспитательного пространства, одним из путей своего развития ДДТ считает создание и совершенствование инновационных структур. К ним относится работа 11 его филиалов на базе общеобразовательных школ района. Самая результативная работа проходила в Волконской, Дешовской, Каменской, Подборской, Попелевской, Покровской, Козельских №1, №2, №4 средних школах.
Особое место в работе Дома детского творчества отводится грамотно спланированной работе воспитательной системы. Познавательно-досуговая, творческая деятельность объединяет школьников всех возрастов, погружая их в социально активную деятельность, воспитывая и развивая тем самым личностный потенциал ребенка. Это такие большие акции, как фестиваль социальных проектов для старшеклассников «Поверь в себя», фестиваль детских общественных организаций «Мир не обойдется без тебя», фестивали «Рождественская звезда» и «Пасха Красная», творческий проект «Моя будущая профессия», ежегодные краеведческие чтения школьников «История земли козельской», открытый фестиваль творчества «Люблю тебя, мой город древний!», фестивали-конкурсы фольклорной и патриотической песни, театральных и хореографических коллективов, исполнителей авторской песни и художественного слова.
Хочется отметить большую и целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения в Волконской, Дешовской, Каменской, Подборской, Попелевской, Березичской, Покровской, Плюсковской СШ, КСШ №1, КСШ №2, КСШ №3, КСШ№4, ССШ№1, ССШ№2, Подборской школе-интернате, Подборской и Сосенской детских школах искусств, а также поблагодарить за работу наставников детских творческих коллективов и координаторов программ развития детского творчества Л.Н. Найдюк, А.В. Евгина, Г.Э. Горохову, Н.М. Савотину, И.А. Фаронову, Н.Н. Чичикину, Е.В. Салопанову, А.И. Гаевую, Т.И. Мальцеву, Г.П. Меркулова, А.В. Степанова, Г.В. Орешко, Г.А. Боркину, Н.К. Бурулёву, Р.И. Парфёнову, Л.В. Мартьянову, Г.В. Зюбан, Н.И. Швецову.
Слаженная и организованная работа педагогического коллектива Дома детского творчества получила высокую оценку в области и особое признание его руководитель Н.В. Новикова, ставшая победителем областного конкурса «Женщина - директор года» в номинации «Образование».
Бесспорно, качество образования - проблема комплексная. Она не ограничивается только показателями обученности, и решаем мы её различными способами: выбираем оптимальные способы воспитания, внимательно относимся к вопросам здоровья школьников, их нагрузки. Новые технологии позволяют снизить общую заболеваемость учащихся.
Хочу поблагодарить главу администрации района Юрия Николаевича Дятлова за то, что он изыскал возможность выделить 5 миллионов рублей на текущий ремонт образовательных учреждений, а также, пользуясь случаем, высказать просьбу о постепенном решении вопроса замены школьной мебели.
Этот учебный год, как и предыдущие, ставит перед нами большие задачи по обучению и воспитанию учащихся. С 1 января 2007 года школы района должны перейти на нормативное подушевое финансирование. Также в 2007 году будет введена новая система оплаты труда работников общего образования, отвечающая следующим принципам: наличие механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда, повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объёма стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда, наличие механизмов нормирования и учёта в оплате труда всех видов деятельности учителей (почасовая нагрузка, внеурочная работа по предмету, классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетами) и т.д.
Дорогие коллеги! Обществу нужно сильное, конкурентоспособное образование. Задача каждого из нас - соответствовать этим требованиям, стремиться к высокому уровню образования. Успехов вам в этом нелёгком деле, новых сил в учебном году, доброго здоровья, благополучия и побольше учеников в новом учебном году! В добрый путь!