КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
филиал КОКМ с 1969 г.
249700, Калужская область, г. Козельск,
ул. Б.Советская 75
Телефон (48442) 2-24-65

 

Дни и часы работы диорамы – четверг, пятница, суббота, воскресенье
с 10.00 до 17.00
Адрес музея: Калужская обл., г. Козельск, ул. Большая Советская, д. 75

Заявки на посещение по телефону: (484 42)2-24-65

 

Настоящая статья подготовлена кандидатом военных наук Рябовым С.А. (г.Москва,адрес электронной почты mailto:почты:wrp-Rjabov@mtu-net.ru и научным сотрудником Козельского литературно-исторического музея Сидяк Е.С. (тел. 8-242-48, г. Козельск).

Предпосылки к созданию музея

Козельская земля всегда располагала самыми благоприятными предпосылками для того, чтобы быть самобытным культурным центром России. Из древности город и прилегающие к нему селения находились на путях, связыва вших Московское государство со многими западными областями. Именно б лагодаря проникновению культурных потоков из ближних и дальних земель здесь и сложился уголок особой культуры, существенно отличающейся от прочих мест. Вещественные ее образцы - одежда , предметы хозяйственного быта людей, фольклор , все это всегда приковывал о внимание бывавших здесь гостей. Повествуя в 1551 году о времени своей миссии в России словенец, дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486-1566)писал: "В Козельском уезде жители изготавливают из осины - лопаты и корыта, из дуба - обручи и полозья, ободья и доски для бочек, из клена - гребни и зубцы для мельничьных колес".

Начиная с XVI века в этом обособленном лесном краю начал складываться мощный религиозный центр, ядро которого составляли монастыри. В непосредственной близости от крепостных стен и в черте города были основаны и получили свое развитие Оптина пустынь, а позже и обитель в Шамордино. На протяжении длительного времени в них складывались обширные коллекции предметов старины, богатые библиотеки. Так, например, начиная с 1675 года в Оптиной пустыни накапливалась церковная утварь и книги из числа вкладов. В XVII столетии среди тех, кто пожертвовал сюда ценные религиозные предметы были Андрей Григорьевич Чичерин, стольники братья Андрей и Иван Шепелевы и многие другие знатные люди козельского уезда. “Оптино, - по выражению И.М. Концевича, являлось как бы чашей, куда стекалось все драгоценное вино”. Все исторически ценное оседало здесь, а собирательская деятельность монахов служила примером для других людей не только священников, но и мирян.

wpe1.jpg (2985 bytes)

Старинные предметы, имевшие культурную и религиозную ценность, хранились и в Козельском Вознесенском женском монастыре, обращенном в ХVIII столетии в приходскую церковь. Среди исторических древностей в нем хранились оловянный ковчег, Синодик, переписанный в начале ХVIII в. с древнего оригинала, Евангелие 1703 года с ковчегом и другие предметы.

Определенную собирательную роль играла и сельская церковь. Так, например, в Козельском уезде во второй половине ХVIII века насчитывалось 119 церквей (во всей Калужской провинции - 491 храмов) и большинство из них имели старинные местнопочитаемые предметы культа. С 1866 года в церквях стали создаваться объемные библиотеки церковных книг и было начато церковное летописание. Примечательными в этом отношении были книги, сохранявшиеся в церкви села Березичи - Евангелие печати 1685 года; села Волосово - Евангелие времен царя Михаила Федоровича. Старинные Евангелия хранились также в церквях сел Усты, Пронино и Стрельна. Серебряные и оловянные потиры, ковчеги и дарохранительницы содержались в церкви села Дубна, много древней оловянной утвари было в церкви села Чернышено. Деревянные кресты с мощами, серебряная посуда - в церкви села Юрьево. Древние колокола, один из которых был отлит в 1632 году, были в храме села Костешево.

Козельский район - прародина вятичей. Земля хранит здесь в своих недрах многочисленные свидетельства древности, всегда притягивавшие к берегам Жиздры археологов. Уже в 1898 году И.Д. Четыркиным были организованы раскопки курганной группы у деревни Губино. Именно этим археологом было положено начало обширных исследований, давших многие вещественные свидетельства жизни и быта древних насельников края , которые послужи ли основой для археологической коллекции будущего музея города Козельска.

Большой интерес всегда вызывала легендарная история города-крепости Козельска , отличившегося беспримерной семинедельной обороной против татаро-монгольских отрядов весной 1238 года. Стремление найти и сохранить следы бывших здесь героических событий было и остается характерной чертой самих жителей города.

wpe2.jpg (3188 bytes)

Самобытна природа Козельского района, давшая образцы своих творений и приглашающая к поиску и сбережению раритетов. Чего стоят хотя бы реликтовые папоротник-многоножка и светящийся мох, известные в лесном урочище Чертово городище и не имеющие распространения в других местах. Уникальными образцами редких по древности происхождения минералов изобилует козельская земля.

Таким образом природные, исторические, религиозные и другие условия на территории края таковы, что они не могли не сформировать большой отряд исследователей старины. Видимо совсем не случайно именно здесь произошло становление собирателей русского фольклора братьев Ивана и Петра Киреевских.

Прогрессивную собирательскую деятельность осуществляла козельская знать. Крупные козельские помещики всегда стремились заиметь и гордо демонстрировали соседям и многочисленным гостям в своих усадьбах местные редкости. Так, например у Д.А. Оболенского в селе Березичи и Н.С. Кашкина в Нижних Прысках были уголки экзотики и редкие книги. В усадьбах Потоцкого, Перлова и Кавелина в деревнях Попелево, Булатово и Грива были организованы уголки охотничьих трофеев.

В 1891 году была создана Губернская ученая архивная комиссия и начат сбор экспонатов для будущего музея в Калуге, где через шесть лет 20 апреля 1897 года состоялось торжественное открытие Губернского исторического музея. Сегодня мы не располагаем сведениями о том, как это сказалось на культурной жизни уездного Козельска, но остается несомненным, что для многих высококультурных людей в козельском уезде это событие послужило толчком к развертыванию или активизации собирательской деятельности.

Если для собирательства в Козельском районе условия, как мы видим, были по большей мере благоприятными, то для сохранения его результатов их практически не было. Многое здесь складывалось так, чтобы наоборот содействовать скорейшему и “надежному” уничтожению многолетнего труда собирателей. Чудовищные по последствиям пожары в Козельске полностью уничтожали не только дома и церкви, но и все то, что бережно накапливалось и было дорого людям. Не сохранился городской архив. Неоднократно город и его окрестностями подвергались разграблению со стороны полчищ неприятеля, вывозившего то, что представляло хотя бы какую-нибудь ценность. Шайки разбойников и бунтари из крестьян не раз опустошали дома зажиточных людей, жгли и корежили нажитое ими, часто грабили церкви и монастыри. Так например, в 1768 году из Оптиной пустыни “разбойными людьми” были похищены старинные принадлежности к серебряному потиру, вклад Андрея Григорьевича Чичерина.

Чудовищными по своим последствиям для потенциальных фондов будущего музея стали известные события 1917 года. Непоправимый урон был нанесен во времена тотальной борьбы с церковными традициями русского народа и если бы в Козельске не было людей, полностью посвятивших себя делу оберегания культурных ценностей, созданных и накопленных предшественниками, кто знает, дошли ли бы до нас те их крупицы, которые служат связующим звеном различных периодов богатой истории Российской провинции.

Историко-литературный музей Оптиной пустыни как предшественник козельского краеведческого музея (1918-1928)

В январе 1918 года специальным Декретом Совнаркома была официально прекращена деятельность и началась постепенная ликвидация монастыря Оптина пустынь. Это был не одномоментный акт, угасание обители шло на протяжении почти пяти лет.

В это время, начиная с 1918 года, на его территории был открыт исторический музей “Оптина пустынь”. В 1921 году ядром его экспозиции стали предметы из окрестных помещичьих усадеб, главным образом из имения Н.С. Кашкина. Экспонатами музея были редкостные вещи: старинное оружие, фарфор, бронза, а также неизвестные козельчанам кокосовый орех и даже яйцо страуса. Здесь были собраны также картины, преимущественно западных мастеров. Руководителем музея, вплоть до 1923 года, когда на Красную Горку (Фомино Воскресение) храмы монастыря были опечатаны, а последний старец Нектарий был арестован и вывезен в Козельск, являлась Лидия Васильевна Защук.

Главным сокровищем Оптиной пустыни по-прежнему оставались книги. Заслуживает внимания вопрос о том, кто был причастен к работе по упорядочению монастырской библиотеки и описи содержащихся в ней книг. Окончательного ответа на него на сегодняшний день нет.

Одни считают, что первым, кто приступил к разбору книг был ученый Михаил Михайлович Таубе (впоследствии монах в Козельске с именем Агапита). Другие полагают, что разбор и опись библиотеки монастыря была осуществлена командированным в Оптину пустынь сотрудником Государственной библиотеки им. В.И. Ленина Н.Н. Ильиным летом 1925 года. Третьи утверждают, что к концу 1926 года разборка книг была завершена научным сотрудником музея “Оптина пустынь” К.В. Покровской. Ей же был а проведена работа по устройству библиотеки и мемориального памятника “хибарка старцев”, где бережно хранились свидетельства пребывания в ней в гостях у старцев Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. Сама К.В. Покровская в 1927 году была переведена в другой музей. Полагают также, что для осмотра библиотеки и решения вопроса о вывозе редких книг и портретов привлекался филолог и библиофил Н.П. Киселев.

Штат музея “Оптина пустынь” составлял 5 человек, кроме того при музее были оставлены 10 монахов, хорошо знавших монастырское хозяйство.

Важнейшей вехой в жизни музея стало открытие двух самостоятельных его подразделений - отдела тканей и отдела флоры и фауны. В экспозицию музея тогда входили церковные облачения, чучела животных и птиц, реликтовые растения из урочища “Чертово городище”. В неприкосновенности сохранялся интерьер церкви скита, сотрудники музея проявляли заботу о сохранении реликтового леса вблизи монастыря. После закрытия Шамординской женской обители из нее в музей были переведены предметы церковного значения, а также ковры ручной работы, изготовленные шамординскими мастерицами-монахинями.

Активное участие в работе музея принимал Павел Поляков (возглавлял библиотеку), а также Надежда Александровна Павлович (вела научную работу).

В 1927 (1928) году музей “Оптина пустынь” был закрыт. Книги и рукописи, имевшие историческую ценность, а таковых было более 33 тысяч, были отправлены в Москву и помещены в хранилище библиотеки им. В.И. Ленина.

Вещи, имевшие материальную ценность, были проданы с аукциона, а металлические предметы , не представляющие ценности - отправлены на переплавку как металлолом. Небольшие иконы были розданы всем желающим, а крупные иконы были переданы для переделки в Козельское профтехучилище.

Некоторые богословские книги были отданы в руки частных лиц, остальные сданы козельским торговцам по цене макулатуры. Много книг издательства самой Оптиной пустыни стали бесхозными и были разобраны местными жителями.

Создание и начало работы краеведческого музея на общественных началах (1945-1967)

Сведений о состоянии музейной работы в Козельском районе в 30-е годы, а также во время Великой отечественной войны в настоящее время нет, этот пласт нуждается в разработке.

В 1945 году возникает идея создать в Козельске музей, главным содержанием в деятельности которого была бы пропаганда героизма и мужества, проявленных козельчанами в годы Великой Отечественной войны.

Первым шагом на пути к музею было создание в Козельском педучилище краеведческого кружка. Заслуга в его создании принадлежала преподавателю психологии и истории этого учебного заведения Н.Н. Анисимову. В последующем зарождается идея расширить круг освещаемых вопросов. В поле зрения кружка попадают не только факты из истории и исторические предметы, но и сведения из географии, геологические образцы и уникальные представители местной флоры и фауны.

По мере расширения коллекции экспозиция кружка размещалась в педагогическом кабинете районного отдела народного образования, а затем в одной из комнат городского Дома пионеров.

В 1958 году на базе кружка открылся краеведческий музей на общественных началах, его организатором, главным и единственным сотрудником, а также и внештатным заведующим оставался Н.Н. Анисимов.

Первыми экспонатами, поступившими на хранение в музей были: каменный топор (мезолит), каменный нож (палеолит), сошник (неолит), найденные на территории района при строительстве одной из школ. Свой посильный вклад в организацию работы музея в это время внесли М.М. Бурыкин, Е.А. Фортинская, Н.И. Круснощеков, А.И. Иванов.

В 1960 году РОНО и Отделом культуры были приняты некоторые меры по улучшению условий размещения и функционирования народного музея. Был создан совет содействия краеведческому музею. Большую помощь в организации и налаживании работы музея оказывал работник редакции местной газеты В.Н. Сорокин и пенсионер В.В. Александров.

Становление народного музея (1967-1969)

В 1967 году общественному историко-краеведческому музею было передано все здание, занимаемое прежде Домом пионеров. Построенный во второй половине XIX века дом, в котором разместилась экспозиция музея принадлежал купцу I гильдии Гурьянову-Червякову. В настоящее время этот старинный дом уникален тем, что сохраняет все интерьеры, типичные для архитектуры домов небогатого купечества Козельска.

В это время организуется работа 9 отделов музея: природы; геологии; археологии; истории дореволюционного быта: литературно-художественный; нумизматики; ботанистики; истории послевоенного периода Великой Отечественной войны; современного развития района. Директором музея с 1967 года стал В.Н. Сорокин.

Члены совета музея выступают по радио, в печати, проводят многочисленные краеведческие вечера и экскурсии, а также . совершают поездки за опытом в другие музеи.

В 1967 году Н.Н. Анисимовым и В.Н. Сорокиным была подготовлена и вышла в Приокском книжном издательстве (г. Тула) книга “Козельск”.

От народного музея к музейному комплексу (1969-1978)

В 1969 году народный музей города Козельска был преобразован в филиал Калужского областного краеведческого музея. С этого времени он органично объединил три отдела, располагавшиеся в разных местах. В самом городе Козельске основались отделы природы, дореволюционной истории культуры, а также отдел советского периода. Литературный отдел (музей Ф.М. Достоевского) расположился на территории монастыря Оптина пустынь. Музей изобразительного и прикладного искусства - в церкви скита рядом с Оптиной пустынью. Таким образом был сформирован музейный комплекс с различными обширными взаимосвязанными функциями нескольких отделений.

В 70-е годы в Козельский музей была передана часть оптинского книжного собрания. После смерти В.Н. Сорокина его дело продолжила вдова В.М. Сорокина, а затем Л.М. Долгих.

В ноябре 1976 года вышел в свет буклет “Калужский областной краеведческий музей. Козельский филиал” (тираж 5000 экз.), в котором были представлены фотографии наиболее интересных экспонатов музея.

От противоречивого взаимодействие музея и церкви к взаимопониманию и сотрудничеству между ними (1978-н.в.)

 

В ноябре 1978 года по решению правительства мужская обитель Козельская Свято-Введенская Оптина пустынь была передана на восстановление Московской Русской Православной церкви. Начался совершенно новый этап в истории козельского музея, период отстаивания своих интересов и одновременно поиска компромиссов с церковью, а также время поиска совместных путей служения интересам экскурсантов и паломников.

Сложилась уникальная ситуация, когда церковь получила собственно монастырь, а также Святые скитские врата и прилегающие к ним кельи, а скитская Предтеченская церковь, где располагалась литературная экспозиция, - осталась в ведении музея.

В 1988 году и эта церковь была присовокуплена к ранее переданным монастырю объектам, вследствие чего литературная часть музейного комплекса вынуждена была переехать в здание бывшей скитской библиотеки.

Уже по новому месту 16 сентября 1989 года в скиту Оптиной пустыни состоялось торжественное открытие историко-литературного комплекса “Оптина пустынь”.

Примечательным является тот факт, что вместе с организаторами экспозиции, музейными сотрудниками из Калуги и Козельска (Журова Г.М., Доманова Г.И., Долгих Л.М., Пугачев Б.М., Казакевич В.Л.) в ее устройстве принимали участие в качестве консультантов наместник о. Евлогий, эконом о. Мельсидек, комендант о. Михаил, библиотекарь о. Иннокентий из Оптиной пустыни.

Несмотря на наметившееся взаимодействие церкви и музея в 1990 году новым наместником монастыря был остро поставлен вопрос о полном выведении литературной части Козельского музея из Оптинского скита.

Первоначально предполагалось разместить часть музея в городской церкви Сошествия Святого Духа, которая в середине 80-х годов была присовокуплена к музейному комплексу Козельска и начиная с 1988 года в которой были начаты и продолжались до 1993 года работы по реставрации. 23 октября 1988 года в честь 750-летия подвига защитников Козельска в 1238 году в отреставрированной части этой церкви была открыта диорама художника Н.А. Ращектаева “Последняя битва козличей с монголо-татарами”. Завершить работы над диарамой не удалось.

В ноябре 1994 года церковь Сошествия Святого Духа была передана во владение Калужско-Боровской епархии. Диорама перекочевала в подсобные помещения музея.

Несмотря на перечисленные неоднозначные события история Козельского музея продолжается. Маленькими шажками церковь и музей все же идут навстречу друг другу. И хотя полного согласия по всем вопросам между ними нет, хочется верить в то, что настанет время, когда на территории Оптиной пустыни, на других козельских исторических объектах будут совместно распоряжаться Русская церковь и русская культура. Церковь должна быть благодарна козельским краеведам и сотрудникам музея, благодаря сподвижнической деятельности которых в лихолетье были сохранены многие монастырские постройки, поднята на ноги общественность для того, чтобы Госреставрация с 1973 года взяла монастырь на восстановление.

Материал взят с ресурса http://users.kaluga.ru/kozelsk/win/museum/museum.htm

© "Линия Билибина"