Детские козельские чтения


Участники VI Козельских детских краеведческих чтений им. Сорокина.

Участники VI Козельских детских краеведческих чтений им. В.Н. Сорокина.

Секретарь КОРЛ, член жюри Чтений Г.Э. Горохова и Евгения Жигадло, лауреат премии КОРЛ за художественные достоинства работы.
Секретарь КОРЛ, член жюри Чтений Г.Э. Горохова и Евгения Жигадло, лауреат премии КОРЛ за художественные достоинства работы.
Шестые краеведческие чтения школьников
Летописцы родного края
Пятого апреля, в двадцать пятую годовщину со дня смерти Василия Николаевича Сорокина - известного краеведа, журналиста, основателя и первого директора Козельского краеведческого музея, энциклопедически образованного человека с феноменальной памятью на события, даты, имена, уникального рассказчика, активного лектора-пропагандиста, большого друга детей - состоялись очередные краеведческие Чтения школьников «История земли козельской», посвященные его памяти.
Инициатором прижившегося в районе мероприятия выступил Козельский районный Дом детского творчества. Закончившиеся на днях Чтения были уже шестыми и показали, что интерес у детей и педагогов к такой форме организации досуговой деятельности не ослабевает. Значит, директор Дома детского творчества Н.В. Новикова вместе с возглавляемым ею коллективом педагогов дополнительного образования, предлагая школам попробовать новаторский, хотя и очень трудоемкий воспитательный прием, не ошиблась.Произошло это в то время, когда в министерских кабинетах, спохватившись, признали, что современная школа выполняет исключительно образовательную функцию, устранившись от воспитательной, когда, не стыдясь, заговорили с высоких трибун об утрате духовно-нравственных ценностей, свойственного нашему народу чувства патриотизма (а пестовать его необходимо с самого раннего возраста!), Козельский Дом детского творчества берёт на себя нелегкую ношу - воспитание у школьников района любви к малой родине, уважительного, бережного отношения к её истории, культурному наследию через приобщение их к самостоятельной поисково-изыскательской работе, делая своеобразными летописцами своего края. Либо почва у нас оказалась благодатной для подобной разновидности внеурочной занятости подростков, либо наметилась ниша, которая только того и ждала, чтобы кто-то взял на себя ответственность заполнить её, либо вмешалось само провидение, подсказавшее: краеведческое направление в воспитании - наш «конёк», тем более, когда под рукой пример беззаветного служения городу отдельно взятой личности - это жизнь и подвижничество В.Н. Сорокина.
В шестых краеведческих Чтениях памяти В.Н. Сорокина, за исключением трёх, участвовали все школы района. За годы их проведения на Чтения представлены 98 краеведческих и исследовательских работ, с которыми выступили 186 учащихся в возрасте от 12 до 17 лет. Еще одно своеобразие Сорокинских чтений, подчеркивающее серьёзность дела, в которое включились ребята, - это ежегодно выпускаемые оргкомитетом сборники детских исследовательских работ. Вышли пять таких книжек - по числу проведенных краеведческих конференций. В школах, библиотеках района они пользуются большим спросом, ведь в сборники включены сведения по истории, культуре края, отдельно взятого населенного пункта, наших славных земляках - такой богатый материал, бери и пользуйся!
«Дело, начатое участниками первых Чтений, живет и процветает. Как мы мечтали пять лет назад, краеведческие Чтения стали постоянными», - сказала в напутственном слове при открытии конференции заведующая РОНО Т.Д. Суменкова.
Школьников и их наставников, под руководством которых они ведут изыскания, увлекло краеведение. Это оказался такой благодатный пласт, что чем глубже его изучаешь, тем больше затягивает труд в архивах, с историческими документами, встречи со старожилами и запись их воспоминаний. Роль научных руководителей возложили на себя учителя, и прежде всего историки: В.А. Кривцов, А.Н. Секерин, Н.А. Саратовцева, О.В. Кретова, А.В. Петров, Л.А. Давыдова. Но не только педагоги занимаются с детьми изучением исторического, культурно-духовного наследия, богатой природы козельского края. Например, в Дешовках докладчиков неоднократно (и очень успешно) готовили библиотекари, работники сельского Дома культуры. Главное, чтобы юный исследователь оказался под началом заинтересованного человека, увлеченного предметом изучения и умеющего повести за собой.
Последние краеведческие Чтения школьников показали, что такие руководители и пытливые подростки в районе не перевелись. Отшлифовываются и методы работы. Можно проследить, как целенаправленно и всесторонне изучают ребята историю тех мест, где живут: березичские - Березичей, подборские - Подборок, плюсковские - Плюскова, попелёвские - Попелёва и так далее. Не распыляясь, глубже и глубже исследуют выбранную тему, как, например, воспитанники Козельской речевой школы-интерната (руководитель педагог-организатор С.И. Шмырева) изучают историю зарождения и развития педагогики в районе, волконские школьники отдают предпочтение военно-патриотической тематике (руководитель педагог-организатор В.Н. Кондрахина), этнографическое направление выбрали для себя учащиеся Сосенской средней школы №2 (руководитель Л.А. Давыдова). Сколько фактов вернули ребята из небытия, сохранили для истории! Глубокого уважения заслуживает кропотливая исследовательская работа школьников из Попелёвской и Подборской средних школ под руководством О.В. Вороненковой и Н.А. Саратовцевой. И на нынешних Чтениях восьмиклассница Попелёвской школы Марина Вороненкова, выступавшая в разделе «История родного края», за доклад «Род Бибиковых» признана лауреатом первой степени. В разделе «Культура и духовность родного края» победила Евгения Жигадло, ученица 10 класса Козельской средней школы №3 (научный руководитель учитель-словесник В.В. Кулюкина). В представленной ею работе «Поэтесса Надежда Александровна Павлович на козельской земле» отобраны подзабытые факты о жизни этой удивительной женщины и ее роли в судьбе Оптиной пустыни в послереволюционный период. Обе победительницы отмечены еще и специальными дипломами козельских творческих объединений: Марина - от «ЛИКа» за лучшую исследовательскую работу, Женя - от «КОРЛа» за литературные достоинства.
В разделе «Этнография и природа родного края» дипломы лауреата первой степени жюри присудило двум работам: Евгении Архиповой и Кирилла Малахова «Кто к нам с мечом придет...(о козельских мастерах-оружейниках») (КСШ №4, научный руководитель В.А. Кривцов) и Александры Занобед «Женский головной убор деревень Козельского района» (ССШ №2, научный руководитель Л.А. Давыдова). От имени администрации города Козельска, утвердившей специальный приз за лучшую исследовательскую работу, посвященную 860-летию Козельска, заведующая орготделом И.Б. Якунина вручила его юным краеведам Козельской средней школы №4. Своим призом и грамотой «За лучшую работу по краеведению, посвященную истории родного края», Козельский краеведческий музей наградил Кирилла Емельянова из Каменской средней школы.
Как всегда, оргкомитет Сорокинских чтений подготовил множество специальных дипломов и призов, которые вручены под аплодисменты участников. В общем, никто не остался без поощрения за стремление к исследованиям, творческому поиску. Большое и благородное дело, начатое В.Н. Сорокиным, подхватили через поколение детские руки, его идеалы затронули их светлые души. Сегодняшние подростки по крупицам пишут летопись родного края, сохраняя для истории самое ценное. Как тут не вспомнить прозорливое замечание самого Василия Николаевича: «Наше великое прошлое должно служить ещё более великому будущему». Ради этого великого будущего и ведут свой поиск школьники.
Н. ЕФИМОВА.

(материал газеты "Козельск")

 

© "Линия Билибина"