Татьяна Мосина

-Уж вы голуби... (Т.Мосина)


 

 

-Уж вы голуби...

-Отче наш...

Два варианта поминальной "Для всех солнце светит..." в MP3

 У вас беседа за столом...

 

Т. Мосина

ИЗ ПОМИНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ДЕРЕВНИ ДЕШОВКИ

(Доклад на III Детских Козельских чтениях (2003). автор - Т. Мосина 10 кл. ДСШ, руководитель - Г.Э. Горохова, учитель истории. Работа отмечена дипломом I степени на XIV областной научно-практической конференции «Молодость - науке» памяти А.Л. Чижевского. )

Широко известно, что деревня Дешовки славится народной песней, что наш знаменитый народный хор, существующий уже без малого три четверти века, бережно хранит и передает из поколения в поколение драгоценное песенное наследие нашей земли. Однако есть такая сторона песенного фольклора, которая обычно не выносится на сцену, хотя, в отличие от почти вышедшего из реального жизненного обихода набора народных песен, превращенного в основном в концертный репертуар, - остается частью реально существующего обряда. Имеются в виду поминальные песни, исполняемые при обряде поминовения усопших .

Можно сказать, что из всех ритуально организуемых моментов жизни, отмечающих важнейшие вехи человеческой судьбы (крестины, свадьбы, юбилеи, похороны, поминки на третий, девятый и сороковой день после смерти) самое строгое и тщательное отношение в нашей деревне проявляется к прощанию с усопшими. Даже малоцерковные или практически невоцерковленные люди стремятся устроить и похороны, и все поминовения с как можно большей степенью соответствия традиционным православно-народным обычаям. Часто даже над опившимися до смерти людьми, весьма далекими при жизни от какой-либо обрядности или веры, их родственники непременно организуют полное чтение псалтири над телом накануне похорон, а также тщательно следят, чтобы на всех поминках соблюдались все принятые в наших местах обычаи.

В число этих поминальных обычаев входит и особое поминальное пение прямо за поминальным столом, совершаемое негромко, строго, при этом запевают старейшие из присутствующих женщин, остальные негромко подпевают. Похоронные и поминальные песнопения явно подразделяются на два типа – причитания (или плачи) и поминальные песни.

Первые похоронные причитания звучат нередко сразу после смерти: умершего просят проснуться, заговорить со сродниками, умоляют его простить все обиды. Совершаются такие плачи-причитания также при выносе гроба с телом покойника в последний путь. Причитают исключительно женщины, обычно близкие родственницы покойного (жена, сестра, мать), причем причитание, как правило, представляет собой небольшую импровизацию по нескольким традиционным формулам.

За поминальным столом звучат уже не причитания. Здесь преобладает молитвенное пение, включающее как фрагменты православного канонического погребения (фрагменты панихиды, часто поются молитвы Святому духу, Трисвятое), так и фольклорные молитвенные припевы, образованные на основе слегка видоизмененных церковных молитв. Например, у нас часто поют на поминках :

Отче наш, любовь нелицемерная ( или – неизреченная),
Помяни, Господи, усопших раб Твоих.

Совсем немногие из наиболее пожилых жительниц нашего села помнят и запевают поминальные песни, чем-то напоминающие жанр баллады, так как они содержат целое повествование. Именно эти песни, опасаясь, что они могут быть и утрачены при смене поколений, мы пытались собрать в этом году у наших старожилов. Даже не все старейшие наши хористки могут их спеть (большинство полностью тексты не знают, говорят, что они только подпевают за другими).

Две такие песни поются от имени души усопшего. Первая - призывает не оплакивать ушедшего, так как это тревожит его душу, при этом поминающим напоминается, что умерший – уже обрел свое вечное пристанище, тогда как живые – всего лишь гости этой временной жизни. Припевом служат слова молитвы (Трисвятое):

Для всех солнце светит,
А для меня нет.
Я лежу в могиле ( или – во гробе)
И не вижу свет.
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас!

Вырастет могила
В частой тишине,
Не плачьте, родные,
Тяжко будет мне!
Святый Боже, Святый Крепкий,
Святый Бессмертный, помилуй нас!

Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я – (уже тут) дома,
А ты еще в гостях.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

В другой из записанных нами песен душа умершего словно обращается непосредственно к трапезничающим за поминальным столом, призывая их помнить о ней и поминать не только хлебом-солью, но и всяким добрым словом:

Уж вы братья мои, сестры,
У вас беседа за столом.
А душа моя замкнута
Обитает за окном.

Все я вижу, все я слышу
Как о мне помин ( или – помян) идет,
А душа моя замкнута,
Господь волю не дает.

Поминайте меня, братья,
Поминайте каждый час.
Только ваше поминанье
Облегчает в жизни нас

Поминайте хлебом-солью
Даже чистою водой,
Поминайте добрым словом,
Будет все передо мной.

Еще больше поминайте,
Моя милая семья.
Жил ( или – жила) я с вами и старалась,
Не забывайте про меня.

Эту песню напела нам Варвара Васильевна Герасимова. Похожий вариант хорошо помнят сестры Мария и Анастасия Передковы, но они заканчивают еще одним куплетом:

Приходите чаще в церковь,
Где свободно ждут вас там,
С отцем духовным поминайте,
Поминайте небесам.

В семье Передковых хранится еще и другой вариант :

Для всех солнце светит,
А для меня нет.
Я лежу во гробе
И не вижу свет (Припев – Трисвятое)

Крышка уж не давит,
Не теснит доска.
Скорби все умолкли,
Отошла тоска (Припев- Трисвятое)

Я уснул навеки
Непробудным сном,
Сердце уж не бьется
И не слышу звон (припев)

Глаза уж закрыл я,
Прощай, вольный свет.
Мне одна дорога –
Идти на тот свет.(Припев)

Прощайте родные,
Все мои друзья,
Обитель мне готова –
Сырая земля (Припев)

Вырыта могила
В уютной тишине,
Не плачьте родные
Тяжко очень мне (Припев)

Сырой и глубокий
Вырыт мне приют,
При последнем часе -
«Вечно» пропоют.(Припев)

Не ходи, прохожий,
Не топчи мой прах,
Я уж теперь дома,
А ты еще в гостях (Припев)

Спи ты, раб наш Божий,
Спи ты крепким сном,
Ты к нам не вернешься,
А мы к тебе придем (Припев).

В следующей записанной нами песне душа усопшего обращается вначале к поминающим ее людям с просьбой о поминовении, а затем – в ней описывается скорбь ее ангела-хранителя, который, из-за множества прегрешений усопшего, явно затрудняется помочь ему в его посмертном непростом пути:

Ой, вы братья мои сестры
У вас беседа за столом
А душа моя прегрешна
Обитает за окном.

Все я вижу, все я слышу
Когда помин мне идет
Но уста мои сомкнуты
Господь воли не дает.

Вы молитесь, братья, сестры
Помогайте вы душе
А ты, ангел мой хранитель
Что стоишь вдали от мене..

А ты раб мой прегрешенный
Не могу хранить тебя,
Ты жил на свете красовался
Никогда не знал меня.

Позовут тебя к престолу,
Что ты будешь говорить?
А я ангел твой хранитель
Не могу больше хранить.

Жил ты жил на белом свете,
Богу ты не угодил.
Ты ему не поклонился,
И свое ты получил.

Ой вы, братья мои сестры,
Помолитесь за меня,
Чтоб Господь наш милосердный
Нас убавил от огня.

Все чаще пустеют дома в нашей деревне. Совсем немного старожилов насчитывается в ней ныне. В ушедшую зиму редкая неделя не была отмечена появлением то на одной, то на другой улице грустных дорожек из еловых веточек, которыми у нас принято отмечать проводы односельчан в последний путь. Опасаясь утраты мало кому теперь известных поминальных песен – мы и пытаемся сохранить и выучить те из них, которые пока еще звучат в дни поминок. В этот год 60-летия Сталинградской победы и 60-летия освобождения нашего района от фашистской оккупации – хочется помянуть наших земляков (как воинов, так и тружеников тыла) не только благодарностью и добрым словом, но также и фольклорно-песенной памятью.



© Студия "ЛИНИЯ БИЛИБИНА"

 

 

 

 

 

 
© "Линия Билибина"